Воскресенье, 19.05.2024, 04:00
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

News Internet Electronics World Life Society

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2012 » Октябрь » 27 » Болевые точки проекта нового закона об образовании
    17:14
    Болевые точки проекта нового закона об образовании

    Болевые точки проекта нового закона об образовании Как новый документ повлияет на жизнь школьников, студентов, учителей и родителей.

    Проигравшими себя могут почувствовать родители дошкольников, студенты, коллективы лицеев и гимназий и борцы за светский характер образования. Новый закон будет на руку учителям, подрабатывающим репетиторством после уроков. Активная фаза написания закона пришлась на парламентскую и президентскую выборные кампании: именно в это время в тексте был утвержден «твердый» размер учительских зарплат и студенческих стипендий. Сразу после выборов от социальных гарантий решили отказаться.
    Детские сады

    Было
    Дошкольное образование — бесплатно. Родители оплачивают не более 20% затрат детского сада на содержание детей (не более 10% - на содержание в д/с троих и более детей). Региональные власти компенсируют не менее 20% оплаты (за одного ребенка), не менее 50% (за двух), не менее 70% (за трех и более). Родительская плата за содержание детей-инвалидов, дети-сирот, а также детей с туберкулезной интоксикацией не взимается.

    Будет

    Реализация образовательной программы дошкольного образования — бесплатно. Присмотр и уход за детьми — платно. Региональные власти компенсируют не менее 20% оплаты (за одного ребенка), не менее 50% (за двух), не менее 70% (за трех и более). Родительская плата за содержание детей-инвалидов, дети-сирот, а также детей с туберкулезной интоксикацией не взимается.

    Комментарий

    Теперь законодательно разделяется дошкольное образование (собственно обучение в детском саду) и «присмотр и уход за детьми». Более того, в ныне действующем законе отдельно «присмотр и уход» не упомянут ни разу.

    В статье 66 законопроекта сказано, что «образовательная организация, реализующая образовательные программы дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми». То есть, фактически вводится положение о необязательности оказания услуги по присмотру и уходу за детьми в детском саду. «За осуществление присмотра и ухода за ребенком образовательная организация взимает плату с родителей (законных представителей) в размере, установленном ее учредителем с учетом материального положения родителей (законных представителей)». И в эту плату «не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования».

    Ныне действующее положение (Статья 52.1, пункт 2) об оплате родителями не более 20% затрат детского сада на содержание детей исчезло. Эти два обстоятельства означают, что родителям придется платить за уход и присмотр 100%. Правда, в законе прописано, что цену за такую услугу муниципалитет должен назначать исходя из материального положения родителей, однако механизм этого не прописан, вероятно, он будет прописан в подзаконных актах. Кроме того, в статье 68 законопроекта детский сад и школа получают право отказать ребенку в приеме, если у них нет свободных мест. Ранее такая норма в законодательстве отсутствовала.
    Бесплатное высшее образование

    Бюджетное обучение в вузах предоставляется:

    Было

    Не менее чем 170 студентам в расчете на каждые 10 тысяч человек, проживающих в РФ

    Будет

    Не менее чем 800 студентам в расчете на каждые 10 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в РФ.

    Комментарий

    Несмотря на большую цифру количества бюджетных мест в предлагаемом законе, их число сильно сократится. По данным Росстата, молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет у нас в стране не более 22 млн человек. Это значит, что в вузах должно быть не менее 1,7 млн. бюджетных мест. Сейчас бюджетных студентов в российских вузах около 2,7 млн. человек. По прогнозу Росстата, к 2015 году, численность бюджетных студентов вузов, рассчитанная на основе предлагаемой нормы законопроекта, станет меньше примерно на 210 тыс. чел (к 2020 году — на 650 тыс. чел.).
    Религия в образовательном учреждении

    Было

    Религиозная организация может быть учредителем образовательного учреждения. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях создание и деятельность религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются. Учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) заверяет свои документы печатью, не содержащей изображения Государственного герба РФ.

    Будет

    Статьей 91 фактически устанавливает в качестве общеобязательного предмета основы религии, программы которых фактически утверждаются религиозными организациями. Образовательные программы об основах духовно-нравственной культуры народов должны проходить экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям. Учебные курсы, предметы и дисциплины (модули) в области теологии преподаются педагогами из числа рекомендованных соответствующей централизованной религиозной организацией.

    Комментарий

    Религиозным организациям дано право влиять и формировать образовательный госстандарт. Ранее отдельной статьи о религиозном образовании не было. Полная свобода была дана основным конфессиям для создания своих школ и университетов.
    Льготы на поступление

    Было

    Вне конкурса и при условии успешной сдачи экзаменов в вузы поступали:
    - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    - дети-инвалиды, инвалиды I и II групп
    - граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;

    Будет

    Вне конкурса и при условии успешной сдачи экзаменов в вузы поступают:
    - дети-инвалиды, инвалиды I и II групп.

    Комментарий

    Большинство существующих льгот ликвидируются, в т.ч. для детей-сирот, и заменяются возможностью учиться на подготовительных отделениях. В пределах квоты, которая устанавливается вузом и не может быть менее 10 процентов.
    Упразднение лицеев и гимназий

    Было

    В статье 12 «Образовательные учреждения» сказано, что образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей).

    Будет

    В статье 23 «Типы образовательных организаций» их значится четыре: дошкольная, общеобразовательная, профессиональная образовательная, образовательная организация высшего образования.

    Комментарий

    Представители уникальных школ, гимназий и лицеев уверены, что данная унификация нанесет вред выстроенной системе особых школ и грозит вытеснением «лицейского» уровня образования в частную сферу. В новом законе уменьшено количество типов образовательных организаций, а их разделение на виды исчезло совсем. В сопроводительной справке Минобрнауки это объясняется «необходимостью убрать избыточное дробление образовательных организаций, которое создавало необоснованные административные барьеры, а также трудности при лицензировании и госаккредитации». Уже работающие лицеи, гимназии продолжат свою работу, уверяют чиновники и смогут использовать в наименовании «специальные названия в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности».
    Самые важные нормы, изъятые из законопроекта в процессе его подготовки

    Зарплата учителей

    Было

    В статье 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» значилось, что в компетенции школы:
    - установление заработной платы работников, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования

    Будет

    В статье 104 значится, что обеспечение уровня средней заработной платы педагогических работников определяется в соответствии с решениями президента РФ, правительства, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

    Комментарий
    До внесения законопроекта в Госдуму был пункт о привязке средней зарплаты педработника к средней по экономике региона. После долгих боев с образовательным сообществом, этот пункт был изъят из-за несогласования с Минфином. Теперь норма носит целиком отсылочный характер. Уровень заработной платы педагогов определяется президентом, правительством и органами государственной власти субъектов РФ. Из последней редакции выпали содержащиеся в ныне действующем законе положения о компенсации педагогам расходов на методлитературу, так же как гарантии льгот сельским педагогам по жилищно-коммунальным платежам.
    Стипендии

    Было

    Статья 50 «Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников»
    Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями.

    Будет

    Статья 37 «Стипендии и другие денежные выплаты» устанавливает следующие виды стипендий:
    1) государственная стипендия;
    2) стипендия Президента Российской Федерации и стипендия Правительства Российской Федерации;
    3) именная стипендия.

    Комментарий
    До вмешательства Минфина, законопроект устанавливал, что размер социальной стипендии не может быть ниже 1,5 минимального размера академической стипендии. А она, соответственно, должна была быть не ниже 50% минимального размера оплаты труда. Более нигде в законе размер стипендии не определяется.
    Репетиторство в школе

    Было

    Запрет на репетиторство со своими учениками не прописан

    Будет

    Запрет на репетиторство со своими учениками не прописан

    Комментарий
    До внесения законопроекта в Госдуму в статье 48 «Правовой статус педагогических работников» теме незаконного репетиторства было посвящено три абзаца.

    «Платная индивидуальная педагогическая деятельность педагогического работника образовательной организации с лицами, в отношении которых он осуществляет педагогическую деятельность, не допускается, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника», — значилось в предпоследней версии документа. Под конфликтом интересов учителя понимается ситуация, при которой у него «при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью педагогического работника и интересами обучающегося».

    Был в законе и еще более странный пассаж: «В случае возникновения конфликта интересов, педагогический работник обязан проинформировать об этом в письменной форме руководителя образовательной организации, в которых они работают. Руководитель образовательной организации, которому стало известно о возникновении у педагогического работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов».

    Затем под напором педагогического лобби данные пункты были изъяты из документа

    Гипотетически можно считать, что теме незаконной предпринимательской деятельности в школе посвящены эти пункты законопроекта:

    В статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»
    - конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью педагогического работника и интересами обучающегося.

    А в статье 46 «Защита прав обучающихся и их родителей (законных представителей)» родителям предлагается обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по теме наличия или отсутствия конфликта интересов у педагогического работника.

    Источник: obraza-net.ru


    Просмотров: 399 | Добавил: mel | Теги: публицистика, власть, Политика, законы, образование, Россия | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: