Болевые точки проекта нового закона об образовании Как новый документ повлияет на жизнь школьников, студентов, учителей и родителей.
Проигравшими себя могут почувствовать родители дошкольников, студенты, коллективы лицеев и гимназий и борцы за светский характер
образования. Новый закон будет на руку учителям, подрабатывающим
репетиторством после уроков. Активная фаза написания закона пришлась на
парламентскую и президентскую выборные кампании: именно в это время в
тексте был утвержден «твердый» размер учительских зарплат и студенческих
стипендий. Сразу после выборов от социальных гарантий решили отказаться. Детские сады
Было Дошкольное
образование — бесплатно. Родители оплачивают не более 20% затрат
детского сада на содержание детей (не более 10% - на содержание в д/с
троих и более детей). Региональные власти компенсируют не менее 20%
оплаты (за одного ребенка), не менее 50% (за двух), не менее 70% (за
трех и более). Родительская плата за содержание детей-инвалидов,
дети-сирот, а также детей с туберкулезной интоксикацией не взимается.
Будет
Реализация
образовательной программы дошкольного образования — бесплатно. Присмотр
и уход за детьми — платно. Региональные власти компенсируют не менее
20% оплаты (за одного ребенка), не менее 50% (за двух), не менее 70% (за
трех и более). Родительская плата за содержание детей-инвалидов,
дети-сирот, а также детей с туберкулезной интоксикацией не взимается.
Комментарий
Теперь
законодательно разделяется дошкольное образование (собственно обучение в
детском саду) и «присмотр и уход за детьми». Более того, в ныне
действующем законе отдельно «присмотр и уход» не упомянут ни разу.
В
статье 66 законопроекта сказано, что «образовательная организация,
реализующая образовательные программы дошкольного образования, вправе
осуществлять присмотр и уход за детьми». То есть, фактически вводится
положение о необязательности оказания услуги по присмотру и уходу за
детьми в детском саду. «За осуществление присмотра и ухода за ребенком
образовательная организация взимает плату с родителей (законных
представителей) в размере, установленном ее учредителем с учетом
материального положения родителей (законных представителей)». И в эту
плату «не допускается включение расходов на реализацию образовательной
программы дошкольного образования». Ныне действующее положение (Статья 52.1, пункт 2) об оплате
родителями не более 20% затрат детского сада на содержание детей
исчезло. Эти два обстоятельства означают, что родителям придется платить
за уход и присмотр 100%. Правда, в законе прописано, что цену за такую
услугу муниципалитет должен назначать исходя из материального положения
родителей, однако механизм этого не прописан, вероятно, он будет
прописан в подзаконных актах. Кроме того, в статье 68 законопроекта
детский сад и школа получают право отказать ребенку в приеме, если у них
нет свободных мест. Ранее такая норма в законодательстве отсутствовала. Бесплатное высшее образование
Бюджетное обучение в вузах предоставляется:
Было
Не менее чем 170 студентам в расчете на каждые 10 тысяч человек, проживающих в РФ
Будет
Не менее чем 800 студентам в расчете на каждые 10 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в РФ.
Комментарий
Несмотря
на большую цифру количества бюджетных мест в предлагаемом законе, их
число сильно сократится. По данным Росстата, молодых людей в возрасте от
17 до 30 лет у нас в стране не более 22 млн человек. Это значит, что в
вузах должно быть не менее 1,7 млн. бюджетных мест. Сейчас бюджетных
студентов в российских вузах около 2,7 млн. человек. По прогнозу
Росстата, к 2015 году, численность бюджетных студентов вузов,
рассчитанная на основе предлагаемой нормы законопроекта, станет меньше
примерно на 210 тыс. чел (к 2020 году — на 650 тыс. чел.). Религия в образовательном учреждении
Было
Религиозная
организация может быть учредителем образовательного учреждения. В
государственных и муниципальных образовательных учреждениях создание и
деятельность религиозных движений и организаций (объединений) не
допускаются. Учреждение профессионального религиозного образования
(духовное образовательное учреждение) заверяет свои документы печатью,
не содержащей изображения Государственного герба РФ.
Будет
Статьей 91 фактически устанавливает в качестве
общеобязательного предмета основы религии, программы которых фактически
утверждаются религиозными организациями. Образовательные программы об
основах духовно-нравственной культуры народов должны проходить
экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет
соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным
традициям. Учебные курсы, предметы и дисциплины (модули) в области
теологии преподаются педагогами из числа рекомендованных соответствующей
централизованной религиозной организацией.
Комментарий
Религиозным
организациям дано право влиять и формировать образовательный
госстандарт. Ранее отдельной статьи о религиозном образовании не было.
Полная свобода была дана основным конфессиям для создания своих школ и
университетов. Льготы на поступление
Было
Вне конкурса и при условии успешной сдачи экзаменов в вузы поступали: -
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в
возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей; - дети-инвалиды, инвалиды I и II групп -
граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида
I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного
минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
Будет
Вне конкурса и при условии успешной сдачи экзаменов в вузы поступают: - дети-инвалиды, инвалиды I и II групп.
Комментарий
Большинство
существующих льгот ликвидируются, в т.ч. для детей-сирот, и заменяются
возможностью учиться на подготовительных отделениях. В пределах квоты,
которая устанавливается вузом и не может быть менее 10 процентов. Упразднение лицеев и гимназий
Было
В
статье 12 «Образовательные учреждения» сказано, что образовательные
учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными
законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях
соответствующих типов и видов. Тип и вид образовательного учреждения
устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного
учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей).
Будет
В
статье 23 «Типы образовательных организаций» их значится четыре:
дошкольная, общеобразовательная, профессиональная образовательная,
образовательная организация высшего образования.
Комментарий
Представители
уникальных школ, гимназий и лицеев уверены, что данная унификация
нанесет вред выстроенной системе особых школ и грозит вытеснением
«лицейского» уровня образования в частную сферу. В новом законе
уменьшено количество типов образовательных организаций, а их разделение
на виды исчезло совсем. В сопроводительной справке Минобрнауки это
объясняется «необходимостью убрать избыточное дробление образовательных
организаций, которое создавало необоснованные административные барьеры, а
также трудности при лицензировании и госаккредитации». Уже работающие
лицеи, гимназии продолжат свою работу, уверяют чиновники и смогут
использовать в наименовании «специальные названия в соответствии с
особенностями осуществляемой образовательной деятельности». Самые важные нормы, изъятые из законопроекта в процессе его подготовки
Зарплата учителей
Было
В статье 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» значилось, что в компетенции школы: -
установление заработной платы работников, в том числе надбавок и доплат
к должностным окладам, порядка и размеров их премирования
Будет
В
статье 104 значится, что обеспечение уровня средней заработной платы
педагогических работников определяется в соответствии с решениями
президента РФ, правительства, органов государственной власти субъектов
РФ и органов местного самоуправления.
Комментарий До внесения
законопроекта в Госдуму был пункт о привязке средней зарплаты
педработника к средней по экономике региона. После долгих боев с
образовательным сообществом, этот пункт был изъят из-за несогласования с
Минфином. Теперь норма носит целиком отсылочный характер. Уровень
заработной платы педагогов определяется президентом, правительством и
органами государственной власти субъектов РФ. Из последней редакции
выпали содержащиеся в ныне действующем законе положения о компенсации
педагогам расходов на методлитературу, так же как гарантии льгот
сельским педагогам по жилищно-коммунальным платежам. Стипендии
Было
Статья 50 «Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников» Обучающихся,
воспитанников государственного или муниципального образовательного
учреждения учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает
стипендиями.
Будет
Статья 37 «Стипендии и другие денежные выплаты» устанавливает следующие виды стипендий: 1) государственная стипендия; 2) стипендия Президента Российской Федерации и стипендия Правительства Российской Федерации; 3) именная стипендия.
Комментарий До
вмешательства Минфина, законопроект устанавливал, что размер социальной
стипендии не может быть ниже 1,5 минимального размера академической
стипендии. А она, соответственно, должна была быть не ниже 50%
минимального размера оплаты труда. Более нигде в законе размер стипендии
не определяется. Репетиторство в школе
Было
Запрет на репетиторство со своими учениками не прописан
Будет
Запрет на репетиторство со своими учениками не прописан
Комментарий До
внесения законопроекта в Госдуму в статье 48 «Правовой статус
педагогических работников» теме незаконного репетиторства было посвящено
три абзаца.
«Платная индивидуальная педагогическая деятельность
педагогического работника образовательной организации с лицами, в
отношении которых он осуществляет педагогическую деятельность, не
допускается, если это приводит к конфликту интересов педагогического
работника», — значилось в предпоследней версии документа. Под конфликтом
интересов учителя понимается ситуация, при которой у него «при
осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная
заинтересованность в получении материальной выгоды или иного
преимущества, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение
им профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной
заинтересованностью педагогического работника и интересами
обучающегося».
Был в законе и еще более странный пассаж: «В
случае возникновения конфликта интересов, педагогический работник обязан
проинформировать об этом в письменной форме руководителя
образовательной организации, в которых они работают. Руководитель
образовательной организации, которому стало известно о возникновении у
педагогического работника личной заинтересованности, которая приводит
или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по
предотвращению или урегулированию конфликта интересов».
Затем под напором педагогического лобби данные пункты были изъяты из документа
Гипотетически можно считать, что теме незаконной предпринимательской деятельности в школе посвящены эти пункты законопроекта:
В статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» -
конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у
педагогического работника при осуществлении им профессиональной
деятельности возникает личная заинтересованность в получении
материальной выгоды или иного преимущества, которая влияет или может
повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей
вследствие противоречия между личной заинтересованностью педагогического
работника и интересами обучающегося.
А в статье 46 «Защита прав
обучающихся и их родителей (законных представителей)» родителям
предлагается обращаться в комиссию по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений, в том числе по теме наличия или
отсутствия конфликта интересов у педагогического работника.
|