Банк России превратился в филиал ФРС США и инструмент внешнего
управления экономикой России. ЦБ осознанно сводит всю
денежно-кредитную политику к операциям валютного обменника и реализует
колониальную политику "валютного правления". Поддерживая дефицит денег в
экономике и ограничивая эмиссию рубля он целенаправленно душит
отечественную экономику. Политика банка Банк России давно вызывает серьезнейшую озабоченность
как в экспертном сообществе, так и в деловых кругах страны. Несмотря
на многочисленную критику и рекомендации со стороны российских учёных,
экспертов и представителей реального сектора экономики, Центробанк РФ
продолжает реализовывать противоречащую интересам отечественной
экономики денежно-кредитную политику.
Как будет показано ниже в
тезисах, реализуемая на протяжении последних лет денежно-кредитная и
эмиссионная политика Банка России искусственно душит развитие
отечественной экономики, уничтожает остатки наукоёмких производств,
консервирует технологическую отсталость и закрепляет за Россией статус
"сырьевой колонии" и рынка сбыта для транснационального капитала.
Руководство Центрального Банка России свело всю полноту
денежно-кредитной политики ключевого экономического института к
функциям валютного обменника, превратив Банк России в филиал ФРС США.
Целенаправленный отказ от исполнения обязанностей кредитора последней
инстанции и института рефинансирования экономики провоцируют
невозможность построения самодостаточной национальной
инвестиционно-банковской системы. Реализуемая Банком России колониальная
денежно-кредитная политика "валютного правления" провоцирует
дальнейшую деградацию и примитивизацию экономики, а также утрату
финансово-экономического суверенитета России. Привязка эмиссии рубля к
притоку иностранной валюты поддерживает перманентную нехватку денежных
ресурсов в экономике и инвестиционный кризис в несырьевых секторах
промышленности, делая нереализуемыми планы руководства России по
модернизации экономики и базовой инфраструктуры.
1. БАНК РОССИИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ПОВТОРЯЕТ ОШИБКИ 2008г. И СТАЛКИВАЕТ РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ В КРИЗИС
Совет директоров ЦБ РФ 18 сентября текущего года вопреки многочисленным
просьбам деловых кругов и, прежде всего, представителей обрабатывающей
промышленности, ужесточил денежно-кредитную политику и повысил ставку
рефинансирования на 0,25% - до 8,5%. А на очередном заседании 5 октября
оставил её без пересмотра, хотя открыто признал существенное
замедление производственной и инвестиционной активности в российской экономике и немонетарный характер инфляции.
Ужесточение денежно-кредитной политики со стороны Банка России
происходит на фоне скатывания мировой экономики в рецессию и еще более
стремительного затухания экономической активности в России. Вместо
оказания поддержки отечественным товаропроизводителям, финансирования
модернизации и кредитования экономики ЦБ РФ борется за привлечение и
удержание глобального спекулятивного капитала.
Одновременно с этим Центробанки США, ЕС, стран БРИКС и динамично
развивающихся индустриальных стран активным образом смягчают
денежно-кредитную политику и оказывают дополнительную поддержку
отечественным товаропроизводителям в условиях разрастания кризисных
явлений в мировой экономике. Нарастание глобальной конкуренции за
доступ на рынки сбыта и установление контроля над природными ресурсами
лишь усиливается по мере охлаждения мировой экономики. Это делает
необходимым более активные действия со стороны Центробанков по
повышению конкурентоспособности экономики.
Еврозона уже
находится в рецессии: ВВП падает на 0,5%, промышленность на 2,5%, а
новые заказы сокращаются более чем на 3,5-4%[1]. США балансируют на
грани обвала и удерживаются от спада благодаря поддержанию многолетних
бюджетных дефицитов в 9-14% ВВП и масштабной программе монетизации
долгов, удерживающей реальные процентные ставки в отрицательной зоне.
Крупнейшие экономики Азии и в частности Китай замедлили темпы роста до
минимальных отметок за 3,5 года и поддерживают рост благодаря масштабным
государственным программам поддержки промышленности, совокупного
спроса и финансовой системы.
Аналогичные действия Банка России
по повышению базовой ставки рефинансирования с 11 до 13% в
августе-декабре 2008г. на фоне закрытия внешних рынков капитала и перманентной нехватки доступных кредитных ресурсов внутри страны спровоцировали формирование острого кризиса ликвидностии многократно усилили глубину падения экономики, промышленности и инвестиций.
Однако, насколько можно судить, опыт 2008г. так ничему и не научил
руководство Центрального Банка России, которое повторяет ошибки 4-летней
давности.
Из-за отказа рефинансировать отечественную
экономику и финансовую систему денежное предложение в России обвалилось
на 12% в разгар кризиса зимой 2008-2009гг. Столь масштабного обвала
денежного предложения, спровоцированного привязкой эмиссии рубля и
ликвидности в банковском секторе к притоку иностранной валюты и
кредитов, не наблюдалось даже во время дефолта 1998г. Тогда спад
денежного агрегата М2 в годовом выражении не превышал 6,2%[2].
Однако даже столь масштабный обвал денежного предложения зимой 2008г.
не сопровождался замедлением темпов роста инфляции, что в очередной раз
убедительно подтвердило ошибочность и пагубность действий Банка России
по борьбе с инфляцией путём сжатия денежного предложения. Темпы
инфляции только по официальным данным Росстата по итогам 2008г.
подскочили до 13,3% (11,9% годом ранее), а дефлятор ВВП достиг
рекордных 18% (13,7% годом ранее).
При этом ставка по
краткосрочным кредитам на межбанковском рынке для крупнейших банков
подскочила с 3,5-4% летом 2008г. до 24-28% в ноябре-декабре 2008г.
Бездумное ужесточение денежно-кредитной политики накануне и в разгар
глобального финансово-экономического кризиса спровоцировало паралич
российского банковского сектора и поставило на грань краха всю
финансовую систему. Одновременно с этим только по официальным
данным Банк России ставки по кредитам крупным заёмщикам выросли с 11% в
июне 2008г. до 17,1% в январе 2009г, а рынок банковского кредитования
для малого и среднего бизнеса оказался закрыт.
Закономерным
результатом политики борьбы за приток горячего спекулятивного капитала
вместо оказания поддержки отечественным товаропроизводителям и
рефинансирования экономики стал беспрецедентный по своим масштабам
обвал производственной и инвестиционной активности. Российская
деиндустриализированная "экономика трубы" обвалилась сильнее всех как в
группе G-8, так и в G-20, БРИКС и странах-нефтеэкспортёрах.
Бесконтрольно выделявшиеся госбанкам 6,5 трлн. рублей вместо
кредитования экономики были направлены на финансовые спекуляции и утекли
на валютный рынок спровоцировав 50% обесценение рубля по отношению к
американскому доллару на фоне падения ЗВР на 200 млрд. долл[3].
В разгар кризиса, в январе-марте 2009г., ВВП России падал на 11,5-12%
промышленное производство сокращалось на 17%, обрабатывающие
производства сократили выпуск продукции на 25,5%, капитальные вложения в
основные фонды упали на 23%, а производство целого ряда
высокотехнологичной продукции (легковых и грузовых автомобилей,
авиационной техники, приборов, станков и оборудования) обвалилось на
65-80%. В настоящиё момент Банк России осознанно наступает на те же
самые грабли, искусственно расширяя кризис ликвидности и провоцируя спад
в несырьевых секторах экономики.
Уже сегодня можно говорить о
кризисном состоянии российской деиндустриализированной "экономики
трубы". В марте-апреле, а также июне и августе текущего года Росстат и
МЭР зафиксировали помесячное снижение промышленного производства и ВВП. В
августе с учётом снятой сезонности зафиксирован помесячный спад
выпуска продукции в промышленном секторе на 0,4% на фоне ускоренного
спада в обрабатывающих производствах на 0,5-0,7%. В целом же годовые
темпы роста обрабатывающих производств сжались с 11,8% в 2010г. до 6,8%
в 2011г. и менее 4,5% по итогам 1-го полугодия 2012г. В сентябре
годовой прирост обрабатывающей промышленности едва дотянул до 3,3%, а
по итогам октября и вовсе составил менее 3%, что в 2,5-3 раза ниже
средних темпов в докризисный период 2003-2007гг. (8,7-9,5%).
Годовые темпы роста российской экономики замедлились с 4,3% в
2010-2011г. и 4% в 1-м полугодии текущего года до 2,8% по итогам
августа и 2,5% в сентябре. В июле текущего года, по данным МЭР, и вовсе
зафиксирован спад на 0,2% по отношению к предыдущему месяцу. К
концу 2012г. темпы роста экономики сожмутся до 2,2-2,4%, чтобы по
итогам года выйти на целевой показатель МЭР по росту российской
экономики в 2012г. в 3,4%[4].
Падение темпов роста российской экономики с 4,3-4,9% в начале текущего года до 2,2-2,4% по итогам 2012г. свидетельствует не просто
об охлаждении экономической активности, а о радикальном ухудшении
ситуации. До аналогичных отметок (3,2-3,4%) понижены прогнозы по росту
российской экономики в 2012г. со стороны МФВ, Всемирного Банка и
ЮНКТАД. Одновременно с этим темпы роста промышленного производства
сжались с 4,7% по итогам 2011г. до 2,8% в январе-октябре и едва
заметных 1,8% по итогам октября. Тогда как прирост грузооборота
коммерческого транспорта замедлился с 3,4% в 2011г. до 1,8% по итогам
первых 10-ти месяцев текущего года, а по итогам октября и вовсе
была зафиксирована нулевая динамика. Объём выполненных работ в
строительном секторе после роста на 5,1% в 2011г. обвалился на 2,7% в
3-м квартале текущего года, в результате чего прирост по итогам
января-октября 2012г. едва дотянул до 2,3%. Темпы роста ввода в
действие новых жилых домов сжались с 6,6% в 2011г. до менее чем 3,8% в
январе-октябре текущего года, а прирост капитальных вложений на 8,3% в
2011г. сменился ростом на 7,2% по итогам первых 10-ти месяцев текущего
года и едва заметным ростом на 1,4% в 3-м квартале.
Дело дошло до того, что Министерство экономики России устами министра Андрея Белоусова и замминистра Андрея Клепача были вынуждены признать закат "экономики трубы". По мнению высокопоставленных чиновников, при сохранении нынешних приоритетов макроэкономической политики российская экономика сможет расти темпами не более 1,5-2% в год.
Тогда как сам МЭР признаёт, что для выполнения предвыборных обещаний
президента Путина и финансирования социальных расходов российская
экономика должна расти темпами не менее 4,5%.
В 2005г. лучшие
российские макроэкономисты и учёные РАН пришли к выводу, что в
условиях чудовищной имущественной поляризации общества, тотальной
коррупции и упадка несырьевых секторов экономики для поддержания
социально-политической стабильности российская экономика должна расти
темпами не менее 5,5% в год. Этих темпов роста ВВП в России не
наблюдалось аж с 2008г. В 2009г. спад ВВП составил 7,8%, в 2010-2011гг.
обвал сменился ростом на 4,3%, а по итогам 2012г. с трудом дотянет до
3,4% даже по самым оптимистичным прогнозам МЭР.
Не стоит
удивляться взрывному росту социального недовольства и гражданских
протестов - поступающие в страну "нефтедоллары" перестают доходить до
70% населения с доходами менее 20 тыс. рублей. Тогда как коррупционные
поборы, произвол монополий, безудержное удорожание ГСМ и всплеск цен на
продовольствие продолжают больно бить по карману всё большего числа
российских граждан.
2.РУКОВОДСТВО БАНКА РОССИИ НЕ БОРЕТСЯ С БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫМ БЕГСТВОМ КАПИТАЛА
Руководство ЦБ РФ уже 4,5 года последовательно закрывает глаза на
катастрофические объёмы вывоза капитала из России и утверждает, что
постоянно усиливающийся вывоз активов за рубеж носит кратковременный и
конъюнктурный характер, не имеющий под собой фундаментальных
предпосылок. Только за период с 2008 по сентябрь 2012г. чистый вывоз капитала из России превысил 362,6 млрд. долл., что превышает 20,2% ВВП и размер федерального бюджета России в 2011г.
С учётом чистого изменения валютных резервов (34,9 млрд. долл.) за
последние 4 года из России было вывезено более 397,5 млрд. долл.
Вопреки широко распространённому в СМИ мифу из России бежит не только и
не столько "горячий" спекулятивный капитал, сколько производительный
капитала в виде кредитов и прямых капитальных вложений. Без которых в
принципе невозможно обеспечить модернизацию отечественной экономики,
технологическое перевооружение производственной базы и решение проблем
аварийного состояния базовой инфраструктуры - ЖКХ, электроэнергетики,
транспортной системы и т.д.
В структуре чистого вывоза капитала
из России со стороны частного сектора за период 2008-2011гг.,
составившего 296,4 млрд. долл., на долю портфельных инвестиций пришлось
менее 57,1 млрд. долл. (19,2%). Тогда как на долю прямых инвестиций пришлось свыше 50,1 млрд. долл. нетто-оттока капитала (16,9%), а в виде
прочих инвестиций (кредитов, займов, приобретения иностранной валюты,
открытия депозитов в иностранной валюте и т.д.) из страны было вывезено
более 189,1 млрд. долл. (63,7% оттока). Ещё 31,2 млрд. долл. составил
зафиксированный, но не идентифицированный вывоз откровенно криминальных
активов по статье "чистые пропуски и ошибки" платёжного баланса. Судя
по всему, речь идёт о вывозе в оффшорные юрисдикции активов и прибылей
российских коррумпированных чиновников, монополистов и криминальных
структур.
Совершенно непонятно, о каком привлечении
иностранного капитала может идти речь со стороны российских чиновников в
условиях, когда отечественный капитал ускоренными темпами и в
беспрецедентных масштабах утекает за рубеж. Для начала необходимо
создать условия и стимулы для сохранения отечественного капитала в
России и обеспечения перетока инвестиций из высокорентабельных секторов
экономики (добыча природного сырья и его первичная переработка,
финансовые спекуляции, посредническая деятельность, естественные
монополии и т.д.) в наукоёмкие производства с высоким мультипликатором
добавленной стоимости.
Как показывает опыт, львиная доля
притекающего в Россию капитала вообще не имеет никакого отношения к
широко разрекламированной в СМИ "модернизации" и "трансферту технологий". Удельный
вес кредитов и займов в структуре притока иностранных инвестиций
подскочил с 58,2% в 2000г. до 73,5% в 2007г. и свыше 89,9% по итогам
2011г. Доля прямых иностранных инвестиций за период 2000-2011гг.
сжалась с 40,4% до 9,6%[5], что наглядно свидетельствует о
масштабах втягивания России в долговую кабалу перед иностранными
кредиторами и деградации инвестиционного потенциала. С учётом того, что
в структуре прямых иностранных инвестиций в Россию практически
половина вложений приходится на кредиты и займы иностранных акционеров
контролируемым организациям, реальный вклад прямых инвестиций в приток
иностранного капитала не поднимается выше 5%.
Уже давно
требуется возродить разрушенную в 2003г. минимально необходимую систему
валютного регулирования и финансового контроля. В противном случае
поступающие в страну нефтедоллары вместо развития отечественной
экономики и финансирования модернизации будут прокручиваться в
финансовых спекуляциях и вывозиться за рубеж. А все попытки привлечения
иностранного капитала в условиях масштабного бегства отечественного
капитала в оффшорные гавани будут приводить к утрате финансового
суверенитета и притоку в страну исключительно иностранных кредитов и
спекулятивных инвестиций.
3.ОТСУТСТВИЕ БОРЬБЫ С УСИЛИВАЮЩИМСЯ НЕЗАКОННЫМ ВЫВОЗОМ КАПИТАЛА
На протяжении 2007-2011гг. ежегодный объём незаконного вывоза капитала в рамках фиктивной внешнеэкономической
деятельности (невозврат экспортной выручки, непоступление товаров и
услуг в счёт импортных контрактов, незаконные финансовые операции и
т.д.) варьируется в диапазоне 30-40 млрд. долл. При этом ежегодные
потери российской экономики в размере от 850 млрд. до 1,3 трлн. рублей
не вызывают совершенно никакой реакции со стороны Центробанка РФ и
прочих контролирующих органов.
По официальным данным Банка России
за период с 2008г. по сентябрь 2012г. совокупный объём незаконного
вывоза капитала из России достиг 154,9 млрд. долл., а вывоз откровенно
криминальных активов коррумпированными чиновниками, естественными
монополиями и сырьевыми олигархами превысил 44,1 млрд. долл.
Всего же за период с 2000г. по сентябрь 2012г. согласно данным Банка
России незаконный вывоз капитала из России превысил 394,4 млрд. долл.,
что эквивалентно размеру годового бюджета или 22% ВВП России в 2011г. Из
которых 298,6 млрд. долл. пришлось на так называемые "сомнительные
внешнеэкономические операции", а 95,8 млрд. долл. составил вывоз
криминальных активов по статье "чистые ошибки и пропуски" платёжного
баланса.
За неполные 5
лет из России, только по официальным данным ЦБ РФ, незаконным образом
было вывезено порядка 200 млрд. долл., что эквивалентно 11,2% ВВП и 50%
федерального бюджета России в 2012г. На эти
средства можно было в 3 раза нарастить расходы государства на науку,
образование, здравоохранение, культуру, спорт, национальную экономики и
ЖКХ. И на 5 лет закрыть вопрос с финансированием неуклонного
возрастающего дефицита Пенсионного фонда России.
4. БАНК РОССИИ ИСКУССТЕВННО ПОДДЕРЖИВАЕТ ДЕФИЦИТ ДЕНЕЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В НЕСЫРЬЕВЫХ СЕКТОРАХ ЭКОНОМИКИ
На протяжении более чем 11 лет под руководством Банка России реализуется колониальная по своей сутиэмиссионная политика "currency board", ограничивающая эмиссию рубля притоком нефтедолларов, иностранных кредитов и спекулятивного капитала.
Первичное денежное предложение рубля (формирование денежной базы)
оторвано от внутреннего спроса со стороны отечественной промышленности и
банковской системы. И привязано к динамике
валютных резервов, что обеспечивает поддержание искусственного
дефицита доступных кредитов и финансовых ресурсов для капитальных
вложений в модернизацию и расширение производственно-сбытовых
мощностей[6].
Ставка
рефинансирования Банка России (8,25%) сопоставима с рентабельностью
несырьевых секторов экономики, а средняя ставка по кредитам для малого и
среднего бизнеса (18-23%) в 2,5-3 раза превышает рентабельность
сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности и наукоёмких производств. В настоящий момент уровень
монетизации экономики (М2/ВВП) хоть и выше катастрофических 8,5-10% в
конце 1990-х годов, но по-прежнему составляет менее 43% ВВП[7].
Значение данного ключевого макроэкономического индикатора в 2 раза
ниже, чем в странах ЕС, и в 2,2 раза ниже, чем во времена СССР. Уровень
монетизации российской экономики при сопоставимых темпах
оборачиваемости денег в 3-4 раза ниже, чем в Китае, Японии, других
странах БРИКС и "азиатских тиграх". Это наглядней любой словесной
критики демонстрирует масштабы дефицита денежного предложения в
экономике и истинные причины непреходящего многолетнего инвестиционного
кризиса.
Не стоит удивляться тому, что за последние годы
произошла качественная деградация структуры российской экономики и
примитивизация факторов её роста - на 85% прирост российской экономики
был обусловлен расцветом спекулятивных секторов и "проеданием"
нефтедолларов.
За период 2002-2011г. прирост ВВП по официальным данным Росстата составил 51,6%, тогда как объём
добавленной стоимости в финансовом секторе (если о таковом вообще
уместно говорить в случае с финансовыми спекуляциями) вырос в 3,7 раз, в
оптово-розничной торговле - в 2 раза, а в спекулятивных операциях с недвижимость и строительном секторе - в 1,69 и 1,77 раз соответственно.
Одновременно с этим в обрабатывающих производствах прирост добавленной
стоимости едва дотянул до 34,5%, в сельском хозяйстве - 16,8%, а в
системе естественных монополий - менее 10,3%. Тогда как размер
добавленной стоимости в рыболовстве сжался на 6,1%, в образовании - на
0,7%, а в предоставлении коммунальных и социальных услуг накопленный
спад превысил 1,1%.
Наиболее наглядно масштабы перекосов и
дисбалансов в российской деиндустриализированной экономике проявляется
при анализе компонентов ВВП и структуры экономического роста. За период
1999-2011гг. потребление домашних хозяйств выросло на 306,9%, тогда как
прирост ВВП составил менее 83,5%. За аналогичный промежуток
времени прирост добавленной стоимости в производственном секторе в
постоянных ценах составил менее 73,2%, тогда как импорт как фактор ВВП
подскочил на 560%.
Прирост добавленной стоимости от
экспорта составил 201%, а капитальные вложения увеличились на 286%,
львиная доля которых пришлась на нефтегазовый комплекс,
металлургию, нефтехимию, удобрения и систему естественных монополий.
Другими словами, на протяжении всех "тучных нулевых" вместо реальной
модернизации экономики, возрождения финансово-экономического
суверенитета, развития научно-технического и производственного
потенциала российские власти (в том числе Банк России) стимулировали
паразитическую распродажу природных ресурсов, проедание поступающих в
страну нефтедолларов и подсаживали экономики на "импортную иглу".
|