Воскресенье, 19.05.2024, 09:21
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

News Internet Electronics World Life Society

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Главная » 2012 » Июнь » 10 » Две страны, которых нет на карте
    18:48
    Две страны, которых нет на карте

    В последнее время не отпускает чувство: то ли я попала в королевство кривых зеркал, то ли живу одновременно в двух государствах. Есть ли у них точки пересечения?

    Ощущение это не самое приятное: слишком похоже на расщепление-раздвоение личности. А точнее, социального организма. И не то чтобы его не было у меня раньше, просто сейчас оно как будто нарастает. Все механизмы нашей общественной жизни в последние месяцы как будто обнажились — и от открывшейся картины временами не по себе. И в то же время есть в этом чувстве странный оптимизм, потому что речь идет не просто о новом расколе на «красных» и «белых».

    В России-1 вовсю идет процесс обновления. Возьмем, например, знакомую мне сферу СМИ. В финансирующихся государством и окологосударственными компаниями изданиях вдруг появились молодые медиаменеджеры. Они хотят странного — настоящего анализа, дистанции от власти, близости к читателю и чуть ли не объективности. Говоря простыми словами, это вот что. Пишет в газету критик про современное искусство или, там, про театр. У нас принято как? Высокомерный всезнайка поучает читателя. Эти же ребята хотят, чтобы у нас было — ну как в английском The Guaridanе или американском NYTimes. Или в России до революции. Чтобы люди знали материал максимально глубоко и широко, имели очень авторский взгляд, но писали понятно и как-то по-человечески, что ли, гуманно. Короче говоря, любили и видели реальную аудиторию, а не только ту узкую группу, которая «в теме». Или вот чтобы ты послал фотографа «по стране», а он тебе привез не пропагандистскую агитку и не чернуху, а что-то такое про жизнь и ее разнообразие, с уважением различий между людьми. И главное — чтобы как можно большее количество явлений, хороших и не очень, попадало в «поле видимости». «Молодые менеджеры» готовы вкладывать в это деньги, делать учебные курсы, проводить конференции. Это все выглядит очень достойно и как-то действительно крупно, по-государственному. И ты даже споришь со своими друзьями — ау, разве это не повод для оптимизма?

    А потом ты открываешь новости из России-2 — и с тебя сразу же падают розовые очки. Потому что вот эта последняя новость — она про «закон о митингах», и в голову приходит только слово «произвол». Еще тебе коллеги только что рассказали, как из одной газеты сняли расходящееся с официальной картинкой интервью историка о блокаде, а из другого политического журнала убрали слишком острую карикатуру, в которой члены правительства — подумать только, чудовищное оскорбление! — уподоблялись героям крыловского «Квартета». А из любимого городского еженедельника уволен главред; и похоже, что по политическим мотивам. Все это как-то тоже нарастает и, в общем, идет вразрез с тем, что ты только что обсуждала и даже – иногда — в тех же самых изданиях.

    Эти векторы явно направлены в разные стороны. От попытки их совмещения лопается мозг: особенно, когда думаешь, не стоят ли за обеими тенденциями на самом верху те же самые люди. Одна — про «видеть», в том числе и трудное, и непохожее. Это что-то качественно новое, и тут ты всеми руками «за». А вторая — про затолкать подальше все иное, лишить его представительства в общественном поле и отрицать наличие проблемы до последнего. Унизить несогласного. Заткнуть «слишком умного». А хорошо бы и «отменить» его совсем. Не видеть, не слышать, не чувствовать. Как можно дольше оставаться в пределах стереотипного и привычного, такой мягкой и нежной информационной манной кашки, поглощение которой позволяет совсем не тренировать зубы, а также не наращивать мускулы души. И вот ты сидишь и думаешь: а можно ли хотя бы в чем-то сотрудничать со структурами государства, некоторым представителям которого явно кажется — обновление можно остановить у той черты, за которой начинаются политические и финансовые интересы конкретных людей?

    В России-1 прекрасные, сильные лидеры. Они за стабильность и процветание. Они не пилят и действительно любят свою страну. И это я, кстати, без иронии и вовсе не о политиках. Это то звено начальников небольших и достаточно крупных предприятий, на которых до сих пор держится страна. Да что там далеко ходить — у меня такой отец, о нем я как-то уже писала и, в общем, знаю этот круг. А еще это муж моей подруги — владелец крупной, известной на всю Россию фирмы. Ты бываешь в их семье, видишь, как просто и невысокомерно они общаются с людьми, знаешь, какими скромными и достойными людьми они стараются растить своих детей и как они вкладываются в благотворительность. И другой знакомый — создатель инновационного бизнеса: горит на работе, обожает свое дело и делает вклад в то, чтобы все люди в стране начали жить хорошо. А из России-2 между тем до тебя доходит информация об очередном мелком менеджере крупной госкорпорации с раздутым самомнением, который уехал в Америку и оттуда продолжает давать взятки отечественному суду, отмазывая своих дружков. Кстати, он тоже «участвует в благотворительности», но почему при мысли об этом тебя начинает так корежить?

    В России-1 даже Сбербанк, ОВИР,  ЕИРЦ  и РЭУ вдруг повернулись к тебе человеческим лицом. Только на прошлой неделе ты ходила по делу в собес и, стоя там в небольшой очереди, обратила внимание, как смягчились нравы. Чиновницы были вежливыми, мать с малышом пропустили вне очереди, а одно из «официальных лиц» наклонилось к нему, по-человечески улыбнулось и спросило: «Это кто к нам пришел, такой большой?» Ну чистое ми-ми-ми. Но позавчера твоя близкая родственница рассказала, как в их институте затравили одну из завкафедр, попросту отняв дело всей ее жизни. «Господи, ну ничего не изменилось с советского времени, активный и болеющий душой за дело все так же наказан», — крик ее души. На той неделе ты путешествовала на «Сапсане» в России-1. А вчера другому близкому тебе человеку за 17 часов до вылета позвонили из России-2: Аэрофлот внезапно отменил рейс, перенес его на вечер, а у человека командировка и горят планы. «Кажется, им все так же плевать на клиентов», — говорит он.

    В России-1 час назад ты слушала по радио выступление одного оппозиционного лидера, с такими правильными словами про права и про свободы для всех. И тут же, буквально спустя полчаса, он вдруг переехал в Россию-2 с сексистскими замечаниями и стебом над слабыми. Буквально только что ты находилась на территории России-1, спокойно обсуждая с коллегами книги ведущего ученого, вы общались на равных — и тут же одна реплика собеседника, что-то там про «ваш девичий восторг», резко перемещает тебя в Россию-2. А пара светских журналистов, кажется, вообще только и делает, что курсирует между двумя странами, сначала годами воспевая идеи безудержного и наглого потребления, потом вдруг материализуясь на баррикадах в России-1, но тут же возвращаясь в Россию-2 с призывом шилом колоть полицейских и вовсю рассуждая об «эконом-классе», «челяди» и о том, «как жаль, что отменили крепостное право, и нельзя быдло пороть на конюшне и бить плетьми». И как-то обидно, что действия этих людей не получают последовательной оценки в твоем сообществе: они оказываются не маргиналами в становящейся России-1, а слипаются с протестом и чуть ли не превращаются в его символ.

    В России-1 в последние пару лет возникают небольшие организации — журнал, профессиональная школа, сообщество ученых. Они рождаются, потому что слышат запрос самой среды, пытаются объединять расколотое на группки сообщество и осознавать собственную историю, при этом вписав «наше» в «общемировое». А дальше вступает в дело сценарий из России-2. Эти проекты топит не «кровавая гэбня», о нет — их топят свои же. Да-да, те самые люди, которые в России-1 говорят и пишут о «ценностях демократии», о новых методах исследования и о необходимости контакта культур и которые пришли на это поле чуть раньше, на практике, оказывается, используют методы России-2 для получения конкурентного преимущества.

    Только что вернулась из поездки на машине на юг страны подруга — и она затрудняется сказать, была ли в России-1 или в России-2. «Потому что, понимаешь, вот приехали мы в Ростов, ну очень хорошо выглядит город. А по дороге едешь — запустение. И главное — ощущение заброшенности, полного отсутствия развития и культуры. В смысле, не у людей, конечно, а культуры как всеобщего достояния». Оказаться в России-2 вообще очень просто. И не надо уезжать за тысячи километров, надо только чуть-чуть отъехать от столицы. А можно и не выезжать, а просто пойти в общежитие нелегальных мигрантов — оно вот тут, рядом с сияющим торговым центром.

    Конечно, хотелось бы, чтобы по крайней мере те, кто «отстаивает либеральные ценности», пореже ненароком заскакивали в Россию-2. Некоторые именно поэтому вообще не верят в то, что Россия-1 существует. Другие, наоборот, считают Россию-2 слабой тенью: особенно это свойственно неполитизированным социальным активистам, которые просто делают свое дело, измеряют доброту других по себе и пока еще всерьез не сталкивались с чужими финансовыми и политическими интересами. Кое-кто ассоциирует Россию-1 с идеализированным западом, а Россию-2  — только с худшими сторонами СССР. Одни (обычно молодые либералы) считают, что Россия-1 — это только про протесты, а другие (обычно «хозяйственники» среднего возраста), что она же про хорошее знание истории и экономики, про опыт и отсутствие резких движений. Мы часто слышим про то, чем плоха Россия-2 и почему мы хотим ее преобразовать, но никто, по-видимому, еще не проводил вдумчивого и глубокого исследования — где корни России-1, какие группы в нее входят, чем они отличаются друг от друга и что их объединяет. Откуда черпают свои силы люди, работающие на созидание, — из дореволюционного времени, с запада, из традиционной общинности, из позитивной стороны советской культуры, насколько их можно соединить и главное, как это сделать.

    Вообще, образованным, успешным людям ужасно хочется верить, что лично они обитают в первой стране, а вторая — это не про них; многие поэтому вообще оказываются во «внутренней Монголии». Сейчас часто пишут о «нескольких Россиях» в плане социального расслоения, разрыва между разными классами. Но для меня граница между «двумя Россиями» проходит вовсе не по географическим территориям, общественным структурам, партиям. Ведь большинство из нас по-прежнему живет и там, и там: страны эти существуют параллельно, а грань между ними вроде бы вот только что была очень четкой — и вдруг стала неопределенной, зыбкой. Их земли, чернозем и суглинок, смешаны: и чаще всего в одной и той же душе, хотя и в совсем разной степени.

    Да, важен осознанный протест, важна борьба за новое. Но от России-2 не избавиться только простым отрицанием: как только тебе кажется, что ты возвысилась над ее жителями, ты тут же сама оказываешься на ее обширных пространствах. Это жутко неприятно — вдруг обнаружить себя на этой выжженной земле с виртуальным огнеметом в руках, направленным вовсе не в сторону коррупционеров, жуликов и воров. И именно с собой нужна повседневная, внутренняя работа. Она — про различение, про последовательный и кропотливый выбор. А также про сознательный и постоянный отказ от двоемыслия, даже если оно позволяет наиболее простым способом победить соперника или конкурента.

    Виктория Мусвик
    Источник: mn.ru



    Просмотров: 355 | Добавил: mel | Теги: свобода слова, демократия, публицистика | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: