Часто мы говорим,
что одной из главных проблем современной России, является отсутствие в
ней подлинной демократии и авторитарный характер управлениягосударством. И действительно: Власть в России принадлежит людям, что
уже долгое время назначают сами себя, на пушечный выстрел не подпуская
простых граждан к управлению их же собственной страной. Но при этом, они
выделяются лишь неуёмной жадностью, недальновидностью и просто
тотальной некомпетентностью. И чтобы переломить эту ситуацию одних
честных выборов, увы, недостаточно.
Демократия это не более чем механизм, инструмент в руках народа и
государства, с помощью которого осуществляется подбор управленческих
кадров и процесс принятия политических решений.
И на данный момент, пожалуй, только этот инструмент является наиболее
эффективным способом реализации коллективной воли большинства граждан.
Но всё же – это не более чем инструмент и сам по себе он ещё не даёт
никаких гарантий порядка, законности, свободы и процветания. Хотя
направлен он именно на это. Но чтобы работать правильно, обеспечивая всё
вышеперечисленное, этому инструменту жизненно необходимы благотворные условия. И, пожалуй, самым важным из них является то, в чьих именно руках находится данный инструмент политики. Несовершенство демократической процедуры всегда заботило умы граждан
любой республики в любой период истории человеческой цивилизации. Ведь
помимо этого инструмента, народу необходим ещё и надежный фильтр,
своеобразный защитный барьер, который гарантирует, что демократия не
войдёт в фазу своего вырождения. Что её народный, общегражданский
характер сохранится и люди, стоящие у власти, будут руководствоваться
исключительно критериями народной воли и полезности своих действий и
решений для страны и общества. Ведь если нет никаких барьеров, то, в конце концов, любому
мало-мальски удачливому проходимцу и демагогу, умело жонглирующему
страхами и чаяньями своих сограждан, не составит труда взобраться на
самую вершину политического олимпа. Причём используя вполне себе
демократические механизмы. Ну а уже после достижения заветной цели, он
может легко превратить государственную казну в свой личный банковский
счёт, или загубить важнейшие государственные отросли своей удивительной
бездарностью. По крайней мере, история, в том числе и новейшая история
России, особенно новейшая история России, знает бесчисленной множество
аналогичных ситуаций. Соответственно, чтобы демократия была эффективной и не меняла своей истинной природы, ей нужна особая защита. Наиболее часто, в попытке предотвратить вырождение демократии,
граждане прибегали к практике избирательных цензов. История знает массу
примеров использования образовательных, имущественных и любых других
цензов: Общества, их вводившие, руководствовались простой логикой,
считая, что только достойные граждане, умные и образованные, смогут не
ошибиться в своём выборе, проголосовав за правильный закон или избрав
нужного политика, осчастливив в конечном итоге даже тех, кто права
голоса лишён. И эта логика была не лишена здравого смысла, ведь
всеобщее избирательное право имеет ряд очевидных недостатков:
уравновешивая голоса гениев и идиотов, тружеников, что каждый день
созидают блестящее будущее для себя и своей страны и бесполезных
тунеядцев, мёртвым грузом повисших на шее у самой активной и
работоспособной части общества. И именно на этот объективный недостаток
так любят напирать противники демократии, или сторонники максимального
сужения числа полноправных граждан. Но вот в чём дело: даже если собрать вместе исключительно
профессиональных дегустаторов и гурманов, блестящих знатоков и ценителей
кулинарных изысков, но при этом положить перед ними меню из
привокзальной чебуречной, все их знания окажутся бесполезны при выборе
между разными сортами отравы, которую и подаёт это заведение. О нет, даже самый продуманный и изощрённый избирательный ценз для
граждан, абсолютно бесполезен, если им приходится выбирать из трухи и
гнили. Он не даст ровным счётам никаких позитивных результатов. Ведь
выбор, в любом случае, происходит из весьма ограниченного числа
политиков, или предложенных ими законов. А соответственно, главным
фактором является то, кто именно попадёт в этот самый список. Из кого
именно гражданам придётся выбирать. Эффективным и, наверное, даже действительно необходимым
усовершенствованием демократической процедуры, должно стать включение в
неё принципов меритократии: принципов, согласно которым, все
руководящие посты должны занимать наиболее способные и талантливые
люди. Когда мы обращаемся к врачу или автомеханику, то ищем профессионала и
специалиста. Ведь если мы собираемся доверить своё здоровье или
имущество в чужие руки, то мы должны быть уверены на все сто процентов,
что руки эти знают своё дело блестяще. Так почему же для политики должен
быть справедливым какой-то иной принцип? Особенно если учесть какой
груз ответственности ложится на плечи государственных руководителей.
Ведь все их поступки и решения, в прямом смысле слова, ежедневно влияют
на судьбы миллионов граждан. Соответственно, необходим особый фильтр, который бы допускал до права
избираться и принимать политические решения только тех, кто
действительно этого достоин и обладает всеми необходимыми знаниями,
способностями и талантами для исполнения такой наиважнейшей роли. В Китае, во времена династии Мин, любому человеку, претендующему на
должность чиновника, приходилось сдавать особый экзамен. Более того,
экзамен этот повторялся каждые три года, и включал в себя не только
испытания на определение уровня профессиональной компетенции, но и
уровня врождённых способностей чиновника и его классического
образования – как показателя общего уровня развития человека. И система эта работала вполне успешно. Европейцы начали изучать эту систему в начале девятнадцатого века и
успешно применили в 1832 году в Ост-Индской компании. А в 1855 году
многие из этих принципов были реализованы в подборе управленческих
кадров для Британской Империи. И именно эта эпоха стала временем
подлинного расцвета Британии. И этим позитивным опытом просто грех не воспользоваться: Для того
чтобы избираться на руководящие посты, быть чиновником, управленцем,
или просто публичным политиком - кандидат должен сначала пройти все
необходимые экзамены на профессиональное соответствие и на общий уровень
его таланта и способностей. Кроме того, такой экзамен должен быть
абсолютно бесплатным и не иметь ни каких ограничений и требований по
отношению к кандидату. Кроме гражданства России и его персональной
репутации естественно. Так, ситуация когда важные государственные посты
получают бывшие уголовники, или люди судимые за педофилию, абсолютно
неприемлема. И чем выше пост, на который претендует гражданин, тем
строже должен быть и этот экзамен. Ленинский тезис, про кухарку способную управлять государством, это не
более чем опасная утопия, при попытке реализации которой она неизбежно
превращается в настоящую антиутопию. Со всеми вытекающими последствиями
так сказать. Если мы хотим построить развитое и цивилизованное
общество, которое способно не только выстоять в обостряющейся
международной конкуренции, но и занимать лидирующие позиции на мировой
арене то реализовывать волю нации нужно доверить лишь тем, кто
действительно этого достоин. Тем, кто не подведёт своих граждан. И
демократия, выстроенная на подобных принципах, может стать действительно
эффективной. Политикой, как и любым другим ремеслом, должны заниматься преданные
своему делу профессионалы, а не лицемерные хапуги, для которых это
великое искусство – не более чем ширма, прикрывающее их воровство и
бездарность. Соответственно и люди, исправно служившие своему народу,
должны получать достойное вознаграждение за свои труды. К примеру, в
виде собственности и солидной государственной пенсии. Ведь любой труд
должен вознаграждаться по достоинству. Когда граждане осуществляют свой выбор из профессионалов с
безупречной репутацией, никакие иные цензы просто не нужны. Тогда и
только тогда, всеобщее избирательное право станет подлинным голосом
единой нации и рупором её коллективной воли, исполнять которую и будут
её лучшие представители. Михаил Беляев
|