Наша система образования серьезно больна, причем больна в результатеумышленного заражения – такое ощущение возникает после знакомства с
заявлением ученого совета филологического факультета МГУ, которое в эти
дни распространяется по интернету со скоростью лесного пожара.
О том, что со школьным и вузовским образованием в России что-то не
так, говорят и пишут уже не первый год. Но этот документ под названием
«О реформе образования, ее итогах и перспективах» – особенный, поскольку
подписан авторитетными преподавателями главного вуза страны, которые
четко и профессионально ставят диагноз, грозящий превратиться в ее
некролог. Главный посыл письма филологов: разрушение гуманитарного образования –
это не ошибка и не разгильдяйство, а хорошо продуманная диверсия,
которую сознательно проводит Минобразования. Так, недавно утвержденная
«Программа развития образования до 2020 года» констатирует, что
правительство РФ полностью удовлетворено сделанным до сих пор и не
собирается корректировать образовательную политику. Балом по-прежнему
будет править ЕГЭ, а знания школьников будут оцениваться по табличкам,
напоминающим карточки «Спортлото». Филологи обратили внимание на то, как систематически уничтожается
«советская» составляющая постсоветского образования: из литературы
убирают все, что связано с обсуждением и усвоением материала, то есть
идет сознательное ограничение мыслительных способностей школьника. И
понятно почему: современной политической и экономической элите нужны не
рассуждающие индивидуумы, а, как выразился бывший министр Фурсенко,
продвинутые потребители. Отсюда и стремление власти снять с себя возможно большую часть
обязательств по финансированию образования, а в перспективе – сделать
его частично или полностью платным. Проводимая в сфере образования политика уже дает свои плоды, о
которых пишут филологи: резко сократились часы на русский язык и
литературу, на порядок упал уровень их преподавания, с отменой сочинения
произошли качественные изменения в характере преподавания – учащийся
более не самостоятельно мыслящая личность, которая может анализировать и
рассуждать, он превращается в потребителя информации. Члены ученого совета заявили о том, что они не приемлют политику
разгрома российского гуманитарного образования. Они не доверяют тем
чиновникам, которые эту политику разрабатывают и реализуют. Филологи
настаивают на публикации всех данных, которые позволят обществу оценить
эффективность деятельности Министерства образования за последние 20 лет,
а именно: – о количестве закрытых школ по регионам и об общей динамике в этой области; – о размерах государственного и иного (включая зарубежные фонды) финансирования программ Министерства образования; – о результатах ЕГЭ по всем регионам России и по всем образовательным
дисциплинам с момента его внедрения и о необходимости профессионального
анализа этих результатов; – о необходимости развертывания широкой профессиональной дискуссии о путях выхода из создавшегося положения. Есть ощущение, что подобные требования созрели не только у филологов, но и у представителей остальных наук. Голос Виталий Третьяков, политолог, декан Высшей школы телевидения МГУ:
– Я абсолютно разделяю тревогу ученого совета филфака МГУ. Нельзя не
заметить, что знания по русскому языку и русской литературе, да и по
другим гуманитарным дисциплинам у современных студентов резко снизились.
Нынешний школьный отличник – это уровень троечника в советские времена.
Количество ошибок в письменных текстах достигает 20–30. В советское время с такими показателями
люди даже не решались подавать документы в вуз! Идет дикая тенденция
сокращения числа часов на преподавание гуманитарных предметов,
непонятные слияния русского языка и литературы в один предмет, отмена
сочинения как жанра – все это приводит к тому, что мы сейчас видим.
Многие студенты уже не отличают ненормативную лексику от нормативной. И
это в МГУ, а что же тогда творится в других вузах? В результате за
последние годы у нас нет достижений
в гуманитарных науках, нет новых имен и открытий. Самое печальное, что
преподаватели вузов не могут предъявлять претензии к невежественным
студентам, потому что в школе их так учат. Если подобная ситуация будет
сохраняться, то у нас скоро останется только один тип гуманитарных
факультетов – по подготовке переводчиков. Хотя и нынешние переводчики
уже изъясняются на полурусском языке, потому что не в силах подобрать
русские аналоги к иностранным словам. Сергей Фролов
| Найдено кардинальное средство от компьютерной неграмотности! Все подробности здесь (уверенным юзерам вход запрещен!) |
|
|