Тема миграционной политики всегда вызывают на заседаниях Российской трехсторонней комиссии бурное обсуждение. Миграционная
служба представила свой проект Концепции государственной миграционной
политики, направленной на увеличение числа постоянно проживающих в
России мигрантов.Из предложений ФМС следует один практический вывод -
планы Правительства РФ в миграционной сфере одинаково неприемлимы ни для
либералов, ни для левых, ни для националистов. В случае их реализации проще построить социальное демократическое
государство основанном на интересах русского народа и соблюдением прав
человека в современном Дагестане, чем в том во что планирует превратить
Россию Правительство РФ в ближайшие годы.
Ежегодно Российская
трехсторонняя комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых
отношений обсуждает квотирование мигрантов, и при этом всегда возникает
вопрос целей и ключевых направлений миграционной политики. Первая
попытка создать Концепцию государственной миграционной политики успешно
затухла в межведомственных согласованиях в 2005 году; сейчас же был
представлен второй вариант. У него есть своя особенность: он готовился
не в недрах одного или двух правительственных ведомств, а в рамках
экспертной группы "Стратегии-2020”, куда входили представители и
работодателей, и профсоюзов, и основных ведомств.
Вначале
замдиректора Федеральной миграционной службы (ФМС) Екатерина Егорова
рассказала участникам заседания РТК о будущем. Так, согласно всем
вариантам демографических прогнозов, численность населения России в
трудоспособном возрасте уменьшится к 2025 году более чем на 10 млн
человек, зато существенно вырастет доля людей старшего возраста.
Продолжится сокращение населения на Дальнем Востоке и в Сибири. Это
повлечет за собой рост дефицита рабочей силы, в том числе
квалифицированных работников, рост иждивенческой нагрузки на
сокращающееся экономически активное население, обострение проблем
здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения. Все это будет
тормозить развитие экономики России и снизит конкурентоспособность
страны в целом. В таких условиях,
по мнению ФМС, переселение мигрантов на постоянное место жительства в
Россию становится важным источником увеличения численности населения
страны, а привлечение иностранных работников - необходимостью для
развития российской экономики.
Сегодня миграционная
привлекательность России не очень высока (32 место в мире); к нам едут в
основном лишь жители СНГ. Да и миграционное законодательство "не в
полной мере соответствует интересам работодателей и российского общества
в целом”, поскольку ориентировано на привлечение временных работников и
не способствует переезду их сюда на постоянное место жительства. Плохо,
по мнению ФМС, дела у нас обстоят и с внутренней миграцией: население
России отличается низкой территориальной мобильностью. Причины - большие
издержки на переселение, неразвитость транспортной сети, высокая
стоимость аренды жилья.
Егорова рассказала о результатах, которые
ФМС ожидает в случае принятия концепции. Ключевым моментом должно стать
реформирование институтов, выдающих разрешения на временное проживание и
вид на жительство. Сегодня они оторваны от осуществления трудовой
деятельности, а приобретение российского гражданства занимает минимально
восемь лет - это очень долго. Второй по значимости является задача
разработки механизмов привлечения, отбора и использования иностранной
рабочей силы, что позволит "построить более гибкую систему рынка труда”,
а с помощью "дифференциации трудовых мигрантов по
профессионально-квалификационному признаку появится возможность заполнить те сегменты рынка труда, которые не могут быть заполнены за счет национальных трудовых ресурсов”.
Ну
и отдельная проблема - это социальное обеспечение мигрантов, причем не
только работающих, но и членов их семей. С 2012 года мигранты включены в
систему пенсионного страхования, концепция же предусматривает их доступ
мигрантов ко всем видам социального страхования в зависимости от их
правового статуса.
- Общий подход здесь будет следующий: на
постоянное жительство мы привлекаем наиболее ценных мигрантов, им же
обеспечивается наиболее полный, льготный соцпакет. Остальные получают
доступ к необходимому минимуму медицинских и других соцуслуг, - поясняет
Егорова.
Такая концепция вызвала бурю возмущения в профсоюзной среде.
-
Цель первая, которую нам предлагает концепция: стабилизация и
увеличение численности постоянного населения страны, причем за счет
замещения коренного населения, россиян, мигрантами. Но замещение - оно и
без концепции происходит, - заметила заместитель председателя ФНПР Нина
Кузьмина. - Достаточно проехать по Дальнему Востоку, чтобы в этом
убедиться. Так, может быть, лучше подумать над тем, как создать условия,
чтобы собственные граждане размножались? Может быть, создать нормальные
условия для проживания на Дальнем Востоке? Или в Архангельске, откуда
молодежь уезжает и где проблема с лесорубами? Мигрантов вот не учат лес
валить, они туда не едут, и у нас получаются оголенные рабочие места.
Цель номер два, - продолжила зампред ФНПР, - которую нам предлагают:
обеспечение потребности экономики в рабочей силе. При этом никто не
может обосновать, какова эта потребность...
Больше всего нареканий вызвал вопрос о социальном страховании мигрантов. Почему их не страховать по полному тарифу?!
-
Если взносы за иностранного рабочего и за русского разные, причем за
иностранного меньше, то это дискриминация российских работников. Что,
концепция подразумевает дискриминацию российских граждан? -
поинтересовался председатель Российского профсоюза моряков Игорь Павлов.
Кажется, замдиректора ФМС искренне удивилась этому и пояснила:
-
Концепция подразумевает, что будет дифференцированный соцпакет для
различных категорий мигрантов, в зависимости от их правового статуса. И
уравнять всех с россиянами, наверное, невозможно, да и нецелесообразно.
Зачем сезонному рабочему предоставлять полный соцпакет, включая,
например, пособие по беременности и родам для женщин?
То, что
работодателю выгоднее будет брать таких временных мигрантов вместо
граждан России, а потом выгонять их на улицу из-за беременности или
просто потому, что они больше не нужны, причем без каких-то компенсаций,
замдиректора ФМС понять не захотела, и сослалась на то, что это не их
вопрос, а Минздравсоцразвития. От чего глава Минздрава Татьяна Голикова,
присутствующая на заседании, чуть ли не подпрыгнула в кресле. Правда,
промолчала.
В итоге решили следующий месяц посвятить сбору и анализу замечаний и предложений по концепции от всех сторон РТК.
Информация с профсоюзного сайта "Солидарность"
|