В ноябре 2012
года стало известно, что при разработке спутниковой навигационной
системы ГЛОНАСС было похищено около 6 с половиной миллиардов
рублей. Уголовное дело по факту хищения
было заведено еще летом 2012 года,
но известно о нем стало только сейчас. Виновные пока не названы и уж
тем более не наказаны – разбором полетов в этом непростом деле сегодня
занимаются следователи. Давайте разберемся – для чего нужна спутниковая
навигационная система ГЛОНАСС и в чем ее преимущества для Российской
Федерации как государства и для ее
населения. Общественности внушали, что указанная
спутниковая группировка мало
того что полезна в стратегических целях (это тема для отдельного
серьезного материала), так еще и в обозримом будущем станет полноценно
служить народу. На рынке должны были появиться мобильные электронные гаджеты,
которые могли бы работать и с ГЛОНАСС, и с GPS, обеспечивая тем самым
более высокое качество
навигации. Самый первый «пользовательский» навигатор с
поддержкой двух
указанных навигационных систем появился в продаже еще в 2006 году. При
этом модель Glospace
SGK-70 отличалась весьма слабыми потребительскими
характеристиками (к примеру, она не имела встроенного аккумулятора и
работала только от бортовой сети авто) и очень высокой ценой – около 20
тысяч рублей при тогдашней стоимости аналогичного по характеристикам
GPS-навигатора американской компании Garmin примерно в 10
тысяч. «Этот «громкий» проект фактически потерпел
фиаско. Что и
неудивительно: модель, разработанная в НИИ «КП», задумывалась лишь как
пиар-проект, - комментирует независимый эксперт рынка электронных
мобильных гаджетов и спутниковой навигации Михаил Фадеев. – Первые лица
страны настаивают на внедрении ГЛОНАСС в массы, и кто-то же должен
создать первый «серийный» продукт с его поддержкой. Собственно,
продукт-то создали, «галочку» поставили, а о вменяемом ценнике и
удобстве пользователей не подумали. Любопытно, что Glospace SGK-70
позиционировался как российский продукт, однако российского в нем не
было практически ничего: модель построена на базе корейского навигатора
и оснащена ГЛОНАСС/GPS-приемником российской компании, но физически
изготовленным на Украине. Потребительские характеристики этого
устройства были ужасающими, произведено было всего несколько
тысяч аппаратов (при годовом объёме рынка навигаторов с сотни тысяч
штук). Практически все произведённые устройства были приобретены «на
сувениры» первым лицам: с навигатором «засветились» в СМИ Путин,
Иванов, патриарх Алексий». В декабре 2010 года глава АФК «Система»
Владимир Евтушенков показал
Владимиру Путину «русский аналог iPhone» МТС 945 ГЛОНАСС, главной
особенностью которого была как раз поддержка ГЛОНАСС и
GPS. «Этот смартфон не имел никакого отношения к
российским специалистам –
он построен на американской платформе Qualcomm с ГЛОНАСС/GPS-модулем,
работает под управлением американской
же операционной системы Android и полностью изготовлен китайской
компанией ZTE», - отмечает Михаил
Фадеев. В продажу МТС 945 ГЛОНАСС поступил весной
2011 года. По плану первая
партия телефонов должна была составить 500 тысяч штук. В начале 2011
года этот объём был уменьшен до 100 тысяч. В итоге по данным некоторых
источников объем партии не превысил нескольких сотен штук. Для
распродажи этого объема смартфонов МТС
потребовалось полгода. Просто для сравнения: российский
бренд Android—смартфонов Highscreen ежемесячно реализует через
розничные сети около10 тысяч Android-фонов. Без всякого ГЛОНАСС’а. В
том числе, аппараты, которые по своим характеристикам составляют
конкуренцию продукции мировых брендов – Sony, Samsung, LG, а по
соотношению цена-качество-функциональность превосходят эти
бренды. Между тем ГЛОНАСС действительно
популяризировался, вот только
«хвалить» за это стоит не близкие к государству компании, а совершенно
независимые коммерческие структуры, которые не получают никакой
административной и финансовой поддержки со стороны российского
государства. Так, компания Qualcomm внедрила поддержку ГЛОНАСС в
большинство своих современных аппаратных платформ; в итоге сегодня
«связка» ГЛОНАСС-GPS работают iPhone, а также целый ряд продуктов HTC,
Samsung, Nokia, LG, HTC, Motorola и так далее. Даже японцы – в
частности, компания Sharp – реализовала поддержку ГЛОНАСС в своем
флагманском смартфоне Sharp Aquos Phone SH930W, и пришла с этим
продуктом на российский рынок. А весной того же 2011 года на российский
рынок вышли первые
спутниковые навигаторы с одновременной поддержкой ГЛОНАСС и GPS.
Подчеркнем: речь идет о действительно массовых серийных моделях,
которые поступили в широкую продажу в розничные сети, и которые
приобретают рядовые потребители. Не на подарки, а для ежедневного
использования в своих автомобилях. Первыми здесь стали отечественные же
марки Lexand и Explay, за ними последовали Prestigio, Digma, Prology и
другие. Причем серийные ГЛОНАСС/GPS-навигаторы этих
компаний не стоят на
месте, а регулярно усовершенствуются – в ноябре 2012 года был выпущен
первый в России аппарат такого класса со встроенным модулем GSM/GPRS и
слотом для SIM-карты, которые необходимы прежде всего для загрузки
данных о «пробках» из Интернета. Речь о Lexand SG-615 Pro HD,которая
сегодня оценивается примерно в 6 тысяч
рублей. По итогам первой половины 2012 года
навигаторы с поддержкой ГЛОНАСС и
GPS заняли 3,8% всего рынка таких устройств, а это 26 тысяч проданных
штук. И все это усилиями коммерсантов, которые заинтересованы в
получении прибыли; для этого необходим предлагать конкурентоспособные
устройства, что они и делают. В отличие от авторов «проектов» вроде
Glospace и МТС 945 ГЛОНАСС, в которые изначально был заложен
исключительно PR-потенциал и которые не были рассчитаны на коммерческий
рынок.
|