Госдума готовится
во втором чтении рассмотреть скандальный законопроект о фактическом
обложении данью всех собственников квартир. Если документ обретет
законную силу - а пока все идет к этому, - то квартирная плата
увеличится в среднем по стране на 15%. При этом окажется, что государство полностью сняло с себя
ответственность за ремонт и содержание старых домов. А собственники
квартир, хотя и будут пожизненно оплачивать эту услугу, останутся без
гарантий, что ремонт в их домах хоть когда-нибудь осуществят. Во всяком
случае, говорят эксперты, законопроект не предусматривает никаких
механизмов, гарантирующих собственнику финансовый и юридический контроль
над собственными отчислениями на капитальный ремонт многоквартирного
дома. Легко прошедший с подачи фракции «Единой России» первое чтение
законопроект предусматривает, что ежемесячный взнос на капремонт будет
привязан к федеральному стандарту. В 2013 году норматив составит 6,5
рублей за 1 кв. метр в месяц, в 2014 году - 7 рублей. Кроме этого,
региональные власти должны получить возможность применять повышающий и
понижающий коэффициент для субъектов федераций. Минимальная планка
взносов может быть установлена на уровне 50% федерального стандарта - 3
рублей 25 копеек. Жителям столицы, по всей вероятности, придется вносить
средства по максимальной ставке - 1,5 стандарта. Это почти 10 рублей
ежемесячно за каждый метр общей площади. Большая часть жилья в стране относится к старому или ветхому фонду.
Осуществлять ремонт многоквартирных домов самим жильцам не под силу. Эта
коллизия уже привела к многочисленным скандальным историям в разных
уголках России. В том числе, с выселением проживших десятки лет в своих
квартирах людей на улицу. Похоже, теперь эти процессы обретут куда
больший масштаб. Член комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы
Андрей Клычков также имеет серьезные претензии к законопроекту. «СП»: - Андрей Евгеньевич, собирается ли Москва вводить какой-либо аналогичный федеральному закон об отчислениях на капремонт? - Власти Москвы не выступали с такими инициативами. Если будет принят
федеральный закон, нам придется действовать в его русле. Но Москва
находится в несколько привилегированном положении. У нас есть
региональный закон, который говорит о том, что общий объем расходов
семьи на коммунальные платежи не должен превышать 10% ее доходов. То
есть суммы, превышающие эту планку, дотируются из городского бюджета. За
счет этих городских субсидий положение жителей столицы более выигрышно. «СП»: - Какое отношение вызывает у вас федеральный законопроект? - Ранее Фонд ЖКХ брал на себя 95% оплаты капремонта, остальные деньги
вкладывали жильцы. Для Москвы сумма расходов на эту статью из
государственного Фонда ЖКХ составляла в последние годы примерно 1
триллион рублей ежегодно. Теперь государство предлагает простить ему это
обязательство. Устраивает в очередной раз само себе прощение всех своих
долгов. Я расцениваю этот законопроект как очередную пирамиду,
государственное МММ. «СП»: - Как вообще такой закон сможет работать? - Если он вступит в силу, то поставит всех владельцев квартир в
тупиковое положение. В СССР государство было собственником и само
распределяло все платежи. Теперь, спустя 20 лет после слома той системы,
возникла единоразовая потребность отремонтировать большинство жилых
домов в стране. И вот государство предлагает гражданам разом оплатить
решение накопленных за 20 лет проблем. Но они не в состоянии нести такие
обязательства! «СП»: - Вы не видите, как применить к практике этот законопроект? - По моему разумению будет так. Бросят фонд собранных на ремонт денег
на реставрацию одного-двух домов. А собственники квартир во всех других
домах в микрорайоне никогда не дождутся ремонта. Потому что инфляция,
скачки валютных курсов не позволят накопить необходимые суммы. Да и куда
направить эти суммы? Никто их не спросит. Я убежден, что капитальный
ремонт подавляющего большинства домов при такой системе будет финансово
не обеспечен ничем! «СП»: - Проблема колоссальная, и проблема системная. Какой выход? - В северной стране государство не имеет права уходить из этой сферы.
Граждане в основной своей массе не в состоянии вытянуть эту проблему.
Жилой фонд в стране изношен примерно на 60%. Примерно такая же степень
износа инженерных коммуникаций. Прибавьте к этому необходимость делать
отчисления на благоустройство придомовой территории, а также постоянную
реконструкцию коммуникаций под землей. Только в Москве ежегодные расходы
на благоустройство придомовых территорий составляют 165 миллиардов
рублей ежегодно! И это не самая большая статья по содержанию жилого
фонда. Никогда наши граждане не потянут эти расходы! «СП»: - Но ведь собственники должны нести расходы по содержанию имущества? - Здесь большой обман со стороны государства. Обязательства на
собственников навешиваются, а права, в том числе гарантированно получить
ремонт на свои взносы - они не получают. И это второй массовый обман! Первый раз государство обмануло граждан в начале 1990-х годов, когда
передало им, начиная с 1992 года, жилье по приватизации. Оно не
объяснило, что теперь все расходы на содержание и ремонт общего
имущества несут жильцы. А это и лифты, и подвалы, и стены, необходимость
управлять домом. Уже тогда государство повесило на новых собственников
бремя, к которому они не готовы. И, кстати, сегодня из-за этого
возникают и юридические коллизии, вплоть до судебных. Например, даже с
людей, уже продавших свое жилье, в соответствии с Гражданским кодексом,
активно требуют погасить издержки по накопленному износу строений. Есть
значительное число социально-материальных конфликтов из-за этого. Чтобы
снять проблему, надо коренным образом переделать действующий Жилищный
кодекс и радикально изменить отношение государства к этому вопросу. «СП»: - Есть ли возможность для собственника каким-то образом
защитить свои интересы? Например, в рамках ТСЖ? То есть деньги
накапливает ТСЖ, созданное в этом доме, и только оно может решить, куда
их направить - таким образом все собранные в этом доме средства будут
направлены только на его ремонт, но никак не на соседние строения? - По факту ТСЖ как административная форма управления не дает
возможности эффективно управлять собственностью. Сегодня из 11 тысяч
созданных в Москве ТСЖ, более 3 тысяч находятся на стадии ликвидации. А
значительная часть существует для галочки. У многих уставы писаны на
коленке - тоже для галочки. Функции правления ТСЖ весьма условны. Если
оно захочет сменить эксплуатирующую организацию, будет больше года
бегать по судам. Да и то не получится. Структура без реальных рычагов.
Таковы итоги насильственного, чисто административного внедрения якобы
рыночного механизма. Вообще из анализа практики работы
жилищно-коммунального хозяйства в Москве я пришел к убеждению, что
рыночные механизмы не работают в России при извлечении минимальной
прибыли. А все социально значимые сферы могут быть эффективными для
решения своих прямых задач только при минимальной прибыли. О чем я
говорю? Из мировой практики известно, что социально значимые проекты
работают, только если в них не закладывается прибыльность более 6%. А у
нас за такие деньги никого не заставишь работать в бизнесе -
неинтересно. «СП»: - Так у нас инфляция больше. Получается работа в убыток. - Хорошо. Возьмем 8 процентов инфляции и добавим 6 процентов
рентабельности. Итого: 14 процентов. Возьмется кто-то за такой бизнес?
Никто пальцем не ударит. Если у нас кто-то соглашается работать за такую
прибыль, значит, надеется воровством, хищениями обогатиться. В России
меньше 100 процентов прибыльности никому не интересны. Поэтому бизнес
прийти в ЖКХ не заставишь. Остается социализм! Потому что фактически то,
что есть в Западной Европе, и хорошо работает - это социализм. Это
низкая прибыльность в сочетании с большим контролем со стороны
государства за этой сферой. По-другому не выйдет! «СП»: - Каким образом должен работать госконтроль в этой сфере? - Сегодня более или менее эффективен контроль со стороны
правоохранительных органов. Например, на содержание одного подъезда
средней московской девятиэтажки в год выделяется 1 млн рублей. Но
контрольно-счетная палата Мосгордумы не имеет право проверять
расходование этих средств. Куда они идут? Это могут проверить только
правоохранительные органы. Но они не горят желанием. Поэтому хищения у
нас - не редкость. Поэтому вложения денег в ЖКХ во многом
малоэффективны. Это еще одна коренная проблема, кроме той, где взять эти
самые деньги. Николай Чеховский
Киберсант-СЕОшник
Узнайте все топовые секреты реального продвижения сайта за нереально короткий срок!
С помощью «Киберсант-СЕОшника» Вы СМОЖЕТЕ превратить свой блог/портал/сайт в САМЫЙ посещаемый онлайн-ресурс!
11 потрясающих видеоуроков, более 2-х часов видео!
Конвертация WAP трафика на выгодных условияхНаша система монетизирует любой интернет-сайт!Тематика сайта не имеет никакого значения: адалт, дейтинг, варез, блог, файлообменик, фотохостинг… практически любой сайт в сети Интернет.В систему принимаются любые сайты, как на платном так и на бесплатном хостинге.Выкупаем 100% вашего WAP трафика. Средняя цена по системе 30$ за 1000 мобильных хостов.<<РЕГИСТРАЦИЯ>>
|