От риторического вопроса, что
будет со страной в случае ликвидации инженерного образования,
большинство просвещенных граждан просто отмахнутся. Глупость какая!
Такого просто быть не может! И ошибутся. Потому что сегодня данная
перспектива более чем реальна. В 2011 году чиновники Министерства образования и науки РФ кардинально
сократили инженерный набор в вузах, по некоторым оценкам, до 8–10 раз!
До "нулевого уровня" остается совсем немного. Эти действия напрямую
противоречат политической линии премьер-министра и кандидата в
президенты РФ Владимира Путина, который неоднократно подчеркивал, что
инженеров в стране не хватает, поэтому инженерное образование следует
всемерно развивать и улучшать. Парадокс, не поддающийся разуму и
здравому смыслу. Резонный вопрос: ради чего чиновники разрушают десятилетиями
отработанную, всемирно авторитетную систему отечественного высшего
технического образования? Ответ краток – ради кардинального, в 1,5 раза,
сокращения сроков вузовского обучения. "Срезаются" два старших курса,
где в основном и учат профессиональному умению; объем специальной
подготовки, согласно расчетам, сокращается до 2–2,5 раза. Это повлечет
за собой неминуемое ухудшение квалификации вузовских выпускников. Вместо
"образовательного драйва" в открытую планируется образовательная
деградация. Подавляющее большинство российских студентов (называют цифру порядка
80%) будут учить лишь 3,5 года. И называть при выпуске "бакалаврами".
Остаточный контингент ("магистров") доучат еще 1,5 года, как будущих
научных работников (во всем мире магистр – это научная степень). Правда, остаются досадные для чиновников исключения. Почувствовав
беду, оборонщики отбили у них ряд своих специальностей, сумев сохранить
направленность, содержание и сроки обучения. Выпускников будут называть,
разумеется, не инженерами, но аморфно – специалистами. Посмотрим правде в глаза. При современном уровне науки и техники
подготовить из вчерашних школьников высококлассных профессионалов –
технологов, конструкторов, эксплуатационщиков – ни за три с половиной,
ни за четыре года невозможно физически. Не случайно ведущие российские
вузы имеют сроки инженерной подготовки 5,5–6 лет, меньше не получается.
Бакалавры по природе своей есть дипломированные недоучки, мало к чему
пригодные. Какую бы туфту ни накручивали в их так называемых
квалификационных характеристиках. Что касается магистров – смогут ли они
оживить отечественную прикладную науку, далеко не бесспорно. Но
производство – точно не смогут. Для тех читателей, которых не повергло в смятение изложенное выше,
предлагаю доступную аналогию. Представим, что некие продвинутые
реформаторы задумали сократить по всей стране в 1,5 раза сроки и
школьного обучения. Подавляющее большинство детей предлагают учить не
более семи лет. При этом, как заверяют авторы, выпускники семилетки
будут мудрее и образованнее, чем нынешние после 11 классов. Они смогут
блестяще учиться в любых вузах, включая лучшие зарубежные. В
промышленности сразу повысят производительность труда. И прочая
разухабистая демагогия, с коронным аргументом: "А сколько бюджетных
средств будет сэкономлено!" Однако любой здравомыслящий человек
согласится, что место таких реформаторов – не у кормила власти, а
однозначно в… (Согласен!) Почему же в области высшего образования подобное безумие стало
свершившимся явлением, а сопутствующая демагогия не вызывает тревоги в
верхах? В своем рвении чиновники Минобрнауки не пощадили даже всемирно
известные вузы, носители лучших инженерных традиций. Правда, в МГТУ
имени Н.Э.Баумана инженерный набор в 2011 году был сокращен "только" в
2,2 раза, а не многократно. Если оружейный завод перевести на выпуск домашних мясорубок,
избыточными окажутся высокий уровень кадрового состава, средств
производства, организации труда. Неизбежна деградация предприятия в
целом с весьма близкой "точкой невозврата". Та же деградация ждет и
вузы, которые сегодня насильно "опускают" до выпуска бакалавров. Правда,
с вершин власти от этого процесса можно отмахнуться – мало ли что в
России разрушено за два десятилетия! И при этом некоторым гражданам
живется совсем недурно. Ни обласканные властью и бизнесом менеджеры, ни всяческие
"эрзац-специалисты" создавать прорывные технологии и средства
производства не способны. Это под силу лишь талантливым инженерам. Очень
скоро последние поколения советских времен сойдут на нет, а притока
достойных молодых профессионалов не будет разве что в оборонных
отраслях. От этих реальностей, если жить только сегодняшним днем,
властям можно также отмахиваться, но это уже чревато. Будучи насильственно выкинутыми из сферы достойного образования с
никчемными дипломами бакалавров, многие тысячи вчерашних студентов
составят весьма активную протестную массу. Добавьте сюда родителей и
родственников. От этого явления властные структуры отмахнуться уже не
смогут. А может, пока не поздно, остановить чиновничий беспредел? Вернуться к
исконным российским ценностям, обогатив их мировым опытом подготовки
профессионалов высокого уровня? Предупредить беду всегда проще, нежели
бороться с ее последствиями. Напоследок – о самом грустном. А что же ректоры российских вузов?
Почему они хотя бы не поставят вопрос об аргументации того, что
творится? Или не предложат проведение открытых дискуссий о судьбах
отечественного высшего образования? Но ректоры молчат, и по-человечески их можно понять. Бесправие и
беззащитность перед всемогуществом и вседозволенностью отечественной
бюрократии – неотъемлемая часть нашего сегодняшнего бытия. И пока
никаких реальных просветов впереди… Леонид Иванович Волчкевич – д.т.н., профессор МГТУ имени Н.Э.Баумана.
|