Проект
Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и
отдельные законодательные акты РФ» продолжает широко обсуждаться
экспертами. Ряд положений законопроекта, касающихся изменения систем
финансирования капремонта, вызывает полемику. Но, по мнению экспертов,
важная особенность предлагаемых поправок - возможность выбора системы
финансирования ремонта. В государственной корпорации - Фонде содействия реформированию ЖКХ
состоялось экспертное обсуждение поправок. Участие приняли представители
ведущих департаментов Фонда ЖКХ, НП «ЖКХ Развитие», Института
управления ЖКХ и НП «Межрегиональное объединение управляющих в ЖКХ». Сомнение экспертов вызвала поправка, в соответствии с которой
собственники помещений в домах, износ которых составляет более 70%,
могут быть освобождены от внесения взносов на капремонт, при условии
включения их домов в региональные или муниципальные программы. Тревогу
вызывает нечетко прописанный порядок определения такого износа. Это, по
мнению экспертов, может привести к нарушению прав жильцов. Существует и
опасность, что на местах такие дома будут автоматически исключаться из
программ государственной и муниципальной поддержки. Обсуждались и способы формирования фонда капремонта. Законопроект
предлагает несколько вариантов. Например - путем накопления взносов на
номинальном банковском счете. При этом получателями денег по счету
являются собственники помещений в доме. Или способ аккумулирования
средств у регионального оператора, специально создаваемой некоммерческой
организации. Возможно формирование фонда путем передачи накоплений в
доверительное управление. В качестве управляющего могут выступать
кредитные и иные организации, соответствующие установленным требованиям и
отобранные уполномоченными органами власти субъектов РФ на конкурсной
основе. Практика показала, что значительная часть граждан в подобных случаях
не проявляет должной активности. Поэтому законопроектом предусмотрено:
если жильцы дома в установленный срок не определятся со способом
создания фонда капремонта, следует формировать его у регионального
оператора в соответствии с порядком, предусмотренным законом региона. Сложность выбора способа формирования фонда, как подчеркнули
эксперты, обусловлена и нехваткой информации о недостатках и
преимуществах разных систем накопления. Например, формирование фонда под
управлением регионального оператора предполагает взаимовыручку: сначала
жильцы одного дома получают финансовую помощь, затем приходит черед
других. Для тех, кто не желает «вариться в общем котле», выгодней открыть
номинальный счет в банке. Тогда никто эти накопления не сможет
использовать. Но при необходимости пополнить счет до суммы, нужной для
проведения капремонта, придется просить дополнительные средства в банке.
В виде кредита, под проценты, под залог помещений. Эксперты остаются единодушными - необходимость принятия закона
назрела давно. Конечно, с условием доведения до ума предлагаемых
поправок. По данным Федеральной службы государственной статистики, из
3,2 млн многоквартирных домов в России более 1,84 млн уже достигли
износа 31-70%. Общая площадь домов, требующих капремонта, составляет
почти 1,2 млрд м2. Как подсчитали специалисты, средняя цена проведения работ по
капремонту 1 м2 составляет 3100 руб. Таким образом, для ликвидации
существующего недоремонта нужно более 3,6 трлн руб.
|