Мы живём в мире, в котором
обман является одной из прибыльнейших профессий. Кто-то, кто попроще,
«разводит лохов». Таких людей называют жуликами.
Кто-то,
чуть посолиднее, выполняет заказы по продвижению товаров и политических
фигур – надо сказать, почти честно, всего лишь немножечко приукрашивая
реальные достоинства рекламируемых товаров и политиков. Таких людей
называют рекламистами.
А кто-то, ещё более солидный, обслуживает
властные и финансовые группировки, обеспечивая их рычагами воздействия
на массы — управляя убеждениями и пристрастиями общества. Таких людей
называют политтехнологами.
Но, вне зависимости от высоты полёта,
всех этих людей объединяет то, что они делают приличные деньги, умело
влияя на людей посредством введения их в заблуждение. Оставив в стороне
любителей из первой группы, в отношение двух других отмечу, что в нашем
практичном мире зря им таких больших денег никто платить не будет – а
поскольку рекламисты и политтехнологи существуют, имя им легион и они
вовсе не бедствуют, то судите сами, насколько их деятельность
эффективна. Иными словами, насколько они ловко дурят общественность – в
том числе и Вас, дорогой читатель.
Поговорим о политтехнологах и
их технологиях управления обществом. Подобное управление поведением и
потребностями людей, когда управляемый не отдаёт себе отчёта в том, что
им управляют, называется манипуляцией сознанием. Здесь нет ничего
сверхъестественного, никаких психотронных полей и тому подобных
излучателей в стиле «Обитаемого острова» Стругацких — всё устроено
весьма незатейливо, но вместе с тем поразительно эффективно.
Вообще
говоря, манипуляция стара как мир и взята за основу в великом множестве
мошеннических приёмов (например, свою жертву рыночные лохотронщики
цепляют помимо её воли, играя на её желании срубить лёгких деньжат и
втягивая тем самым в игру – вот вам классический пример манипуляции.) Но
использование манипуляции в качестве инструмента управления обществом
стало возможным только в наше время, в связи с развитием СМИ до
современного уровня – и, в первую очередь, благодаря массовому
распространению телевидения. Ведь в нашей жизни нас непрестанно окружает
информационное поле – постоянное поле из телеэкранов, рекламных щитов,
стикерсов, обложек, статей, клипов, баннеров... Обратите внимание –
бОльшая видимая часть этого поля является рекламой. И реклама эта
действует очень эффективно, в рекламном бизнесе не зря вертятся огромные
деньги. Так неужели вы думаете, что никто не использует колоссальные
возможности такого информационного поля для решения политических задач –
сиречь задач по управлению обществом?
Используют, ещё как
используют. И не думайте, что лично Вас это не касается – мол, на
рекламу и политтехнологии ведётся тупое быдло, а я, такой умный, не
подвержен их воздействию. Увы, подвержены, как и все – в этом проекте я
на конкретных примерах покажу, как легко дурят любого, кто только
пытается почерпнуть для себя какие-либо сведения не из книг, а из СМИ, и
в первую очередь из телевизора.
Телевидение – это мощнейший
инструмент воздействия на людей. Появилось оно просто как развитие всеми
любимого кино – но оказалось, что телевидение наделено рядом побочных
эффектов, открывших дорогу для осуществления массовых манипуляций.
Во-первых,
телевизор быстро стал постоянным каналом передачи одинаковой информации
для огромного количества людей. Люди стали потреблять в больших
количествах одинаковую видеоинформацию – более того, для них телевидение
стало одним из основных средств познания и ориентирования в мире
информации. Таким образом телевизор стал троянским конём во внутреннем
мире подавляющего большинства людей.
Во-вторых, телевизор стал
другом для человека. Человек приходит с работы усталый, хватает
чего-нибудь пожевать и выпить и расслабленно плюхается на мягкий диван в
расчёте узнать от своего «друга» что-нибудь интересное или просто
развлечься. Ему хорошо, тепло, спокойно и уютно, а ритмичное
помаргивание экрана так и приковывает взгляд – не оторваться, как от
горящего огня. Неправда ли, это чертовски похоже на сеанс у гипнотизёра?
Любой гипнотизёр вам так и скажет: в таких условиях внушаемость
реципиента повышается и именно так лучше всего начинать сеанс внушения.
В-третьих,
уже опыт кинематографа показал что видеоряд может оказывать мощнейшее
воздействие на людей. Помните нацистские пропагандистские фильмы, вроде
«Триумфа воли» и «Олимпии»? Эстетика этих фильмов столь заразительна,
что во многих странах они запрещены к показу – как мощная пропаганда
фашизма, способная повлиять на нестойкие умы. Современное же телевидение
довело использованные в них приёмы и техники до совершенства.
В-четвёртых,
мозг человека, пассивно просматривающего видеоряд, совершает гораздо
меньший труд, чем при чтении, ибо человек читающий сам творит внутри
себя видеообразы на тему того, что он читает – в отличие от пассивного
созерцателя, потребляющего кем-то уже разжёванную видеопищу. Поэтому те,
кто больше смотрят телевизор и меньше читают, хуже развиты
интеллектуально и имеют меньший уровень знаний – то есть они прямо-таки
замечательный материал для манипуляций, в отличие от лучше
ориентирующихся в информации чтецов, привыкших хоть немного шевелить
извилинами. К тому же читатель может вернуться к мысли, показавшейся ему
спорной и спокойно её обдумать – а вот у телезрителя далеко не всегда
есть время для критического осмысления. Конечно, и в книгах ныне
предостаточно врак, особенно популярных околоисторических псевдотеорий –
но там хотя бы ситуация уравновешивается огромным количеством честной
(или хотя бы альтернативной) литературы, а также более высоким (по
сравнению с телезрителями) интеллектуальным уровнем читателей.
Всё
это и делает телевидение совершенным инструментом манипуляции, почти
столь же эффективным и вездесущим, как «башни ПБЗ» из «Обитаемого
острова». В этом проекте я проиллюстрирую основные технологии массовой
манипуляции на примере цикла передач «Исторические хроники с Николаем
Сванидзе», которые идут по РТР по четвергам. Сразу замечу: этот цикл
передач по РТР – вполне конкретный политический заказ к грядущим
выборам. Надеюсь, проект «Канделябром!!!» поможет многим обманываемым
избавиться от морока. Право же, не быть лохом – дело каждого уважающего
себя человека.
Кстати, об уважении к себе и об этике обманщиков.
Поскольку без манипуляционных технологий уже немыслимы ни современная
экономика, ни политика, то отсюда следует неизбежный и прискорбный
вывод: в нашем обществе фактически имеет место подавление самой главной
из человеческих свобод – свободы мысли. Это уже не шуточки. Какой-нибудь
тиран прошлого мог угнетать людей физически, но не мог залезть в их
мысли, и у любого такого тирана имелся свой протопоп Аввакум. А сегодня
не так — сегодня люди в большинстве своём наивно полагают себя
свободными, в то время как живут они в соответствии с навязанным им
стилем жизни и образом мыслей.
Люди в изобилии потребляют
дешёвые эрзацы (что материальные, что духовные), будучи притом
уверенными в том, что сполна наслаждаются плодами прогресса – так им
объясняет реклама. Люди исправно голосуют на выборах за тех кандидатов,
которых им подсовывают, будучи притом уверенными в том, что это их
свободный и сознательный выбор. Люди имеют убеждения, произрастающие из
любимых телепередач и фильмов, будучи притом уверенными в том, что эти
убеждения – плод их собственной мысли. А манипуляторы смеются над
лохами, которых они так ловко разводят, и пилят гонорары. При этом,
заметьте, они любят публично поговорить о свободах и правах. Так и
хочется канделябром по этим лоснящимся рожам за их шулерство. Кстати,
иначе с ними и нельзя. Просто не смотреть телевизор – это не выход,
пассивное сопротивление всё равно сломают по принципу «не мытьём, так
катаньем». Нет, шулеров полагается бить канделябром! Чтоб место знали и
не наглели.
Так вот, продолжим. Обман с целью манипулирования
может быть разным. Есть, например, довольно изощрённые техники,
использующие прорехи в механизмах восприятия информации человеком и
слабости человеческого мышления — но нередко используется и самая
банальная ложь, наглая и тупая ложь, всего лишь подкреплённая
авторитетом телевидения или печатного слова. Такая прямая ложь обычно
используется при фальсификации истории.
Зачем фальсифицировать
историю? Да затем, что фальсификация истории — эффективнейший инструмент
управления обществом. Владеющий прошлым владеет ключами от настоящего.
Именно потому телевидение нашпиговано множеством передачек на
исторические темы с содержанием самого сомнительного свойства.
Современные
люди плохо, я бы даже сказал, катастрофически плохо знают историю.
История — вообще довольно сложная вещь с великим множеством действующих
сторон, у каждой из которых своя правда, и оттого раскрашивать её в
плакатные краски и искать в ней козлов отпущения – дело неблагодарное,
всегда чреватое ревизией. Но человеку хочется получить дорожку к знаниям
попроще и поувлекательнее, именно что раскрашенную в плакатные цвета — и
оттого увлекательная телепередача, заполняющая пробелы в познаниях,
легко найдёт своего благодарного зрителя, а положенная в основу передачи
ложь станет массовым убеждением и пойдёт кочевать по умам уже как
истина. Ведь какую информацию дашь человеку на входе, такой вывод от
него получишь на выходе, не так ли? Дай человеку ложь на входе, положи в
основу его знаний ложь – и он послушно сделает нужные лжецу выводы.
Притом выводы эти, заметьте, станут его собственными выводами, дорогими
сердцу каждого человека, а потому самыми стойкими.
Затем вот
что. Человек, как известно, обычно довольно твёрд в своих
предубеждениях. Оболги кого-нибудь перед кем-либо – и такой человек
очень нескоро расстанется с предубеждением в отношение оболганного.
Совсем как в анекдоте: «Здравствуйте, мы зря Вас винили в пропаже
золотой ложечки — ложечка нашлась. Но Вы всё равно к нам больше не
приходите – а то неприятный осадок, знаете ли, всё равно остался…»
Отличный и надёжный метод дискредитации политических оппонентов! Оболги
их прошлое, представь их кошмарными злодеями – и люди будут от них
шарахаться как от чумы. И стравливай их, стравливай между собой.
Например,
возьмём сегодняшнюю ситуацию. Кто у нынешних властей в оппозиции?
Коммунисты и консерваторы национально-патриотического и монархического
толка — и вообще сторонники справедливого общества, где ворьё сидит в
тюрьме, а не прикармливает власти. Вот вам отсюда и чернуха про историю
России – и в опусах Сванидзе мы увидим предостаточно грязи что в адрес
советского периода истории, что дореволюционного; что в адрес
большевиков, что в адрес царей.
Фальсификация истории, кроме
того, отличный метод внушить обобранному до нитки обывателю, что он на
самом деле процветает — по сравнению с «кошмарным и ужасным» прошлым. А
также внушить, что любые сколь угодно грабительские реформы оправданы
для преодоления этого «страшного прошлого» — для чего это прошлое надо
рисовать максимально чёрным.
Возможность нагло и тупо публично
лгать связана с тем, что люди по старой привычке верят телевидению и
печатному слову. До сих пор у людей развито стойкое предубеждение, что
откровенную ложь не допустит некое «начальство» – а значит, книгам и
телепередачам можно верить. Забавно, но многие по наивности даже думают,
что и в художественной литературе на историческую тему нет места
фантазиям и мифам. Этим пользуются манипуляторы.
К тому же, люди
в большинстве своём свято уверены в том, что они защищены от лжи
законом – полагая, что если кто-то в СМИ лжёт, то его обязательно
привлекут к ответственности какие-нибудь доброхоты, которые обратятся в
суд и заработают на этом денег. К сожалению, это тоже заблуждение: если
бы так было на самом деле – сколько историков смогли бы подзаработать на
судебных исках в адрес лжецов! Но, увы — обратиться в суд по поводу
клеветы может лишь сам оболганный или его родственник. А что до закона,
привлекающего лжеца к ответственности за распространение заведомо ложных
сведений, то его применить крайне трудно. Ведь требуется доказать
осведомлённость лжеца в том что распространяемая им информация является
ложью – что практически нереально. А результатом, прошу заметить, будет
скромненькая сумма, нечувствительная для кармана лжеца и коротенькое
опровержение скороговорочкой сквозь зубы.
Что же остаётся делать
честным людям? Только одно – ловить жуликов за руки. И канделябром,
канделябром! Вперёд, читатель, за мной! Никитич Д.
|