Опубликованная в СМИ версия стратегии развития пенсионной системы РФ,
подготовленнаяМинтруда и ПФР для обсуждения на заседании правительства,
вряд ли будет принята в неизменном виде. Очень многие из содержащихся в
ней идей противоречат уже озвученному мнению Минфина и
Минэкономразвития, и с высокой вероятностью она будет сильно
скорректирована в процессе ведомственных согласований. Однако у
ведомств свои интересы,
у финансовой индустрии свои, а у работников среднего возраста – для
которых, собственно, и имеют смысл очень многие аспекты пенсионной
реформы – свои, причем, и в период работы, и в период выплаты пенсий. В
рамках идущей дискуссии это мнение должно быть услышано. Во-первых, необходимо заставить законодательно прописать требования к
соотношению пенсий и прожиточного минимума, требовать регулярных
актуарных отчетов о состоянии пенсионной системы (как это происходит во
многих странах с очень разными видами государственного пенсионного
страхования), а также закрепить предсказуемые и исполнимые параметры
пенсий. Актуариям ПФР очень хорошо
предсказывать соотношение средней пенсии по старости к прожиточному
минимуму пенсионера в 320% (сейчас, по официальным данным, около 170%) –
но основания для этих расчетов представляются крайне оптимистичными.
Пессимистические прогнозы ПФР, по опыту, сбывались существенно чаще,
чем оптимистичные, подготовленные для очередного «маневра» (2005,
2009), – так что надо не быть слишком доверчивыми. В конце концов, до
2050 года далеко, профильному зампреду ПФР (пожелаем ему крепкого
здоровья) тогда исполнится как раз 100 лет, так что вряд ли с него
получится спросить. Лучше видеть исполнимые и предсказуемые обещания от государства (а в реальности – от самих себя) в будущем, чем радужные прогнозы. Во-вторых, требовать прекратить лицемерие с пенсионным возрастом.
Если для получения полной пенсии работнику потребуется 40 или даже 45
лет стажа, то при среднем возрасте начала работы, сдвигающимся к 22
годам (окончанию вуза), с учетом неизбежных (за пределами госслужбы) в современной
экономике перерывов в стаже, пенсионный возраст реально повышается.
Поэтому о 55 или 60 годах уже стоит говорить как о минимальном
пенсионном возрасте. При выходе в этот период на пенсию ее уровень
будет существенно ниже, а поздний выход на пенсию в реальности
стимулируется кнутом и пряником. Немало зарубежных стран живут с таким
порядком (в тех же США 62 года минимальный возраст выхода на пониженную
пенсию, полный пенсионный возраст движется к 67 годам). Точно также
публично обсуждаться должны минимальные требования к стажу для получения
трудовой пенсии, права работающих пенсионеров (например, возможное
сокращение или налогообложение части пенсионных выплат, либо
однозначный запрет на такие действия) – чтобы работник мог выстраивать
свою стратегию. В-третьих, требовать справедливого и обоснованного изменения взносов
для отдельных групп работников. В частности, предложение удвоить взносы
в пенсионный фонд от индивидуальных предпринимателей и лиц свободных
профессий до 28 000 рублей с нынешних 14 000 вызывает ряд вопросов.
Непродуманное повышение тарифов в 2011 году уже привело к провалам в
собираемости социальных взносов – и с учетом этого опыта прибавка к
сборам в 0,1% ВВП, по оценкам доклада, вызывает вопросы. С высокой
вероятностью она приведет к еще большему уходу этой категории (и без
того не слишком защищенной пенсионной системой) в тень, а при массовом
уходе на пенсию – к необходимости как-то поддерживать доходы – или
мириться с массовой бедностью. И если мы говорим о справедливости и
опоре пенсий работников вредных производств на накопления, то давайте
применять ту же политику к отставным силовикам и чиновникам. Их пенсии
платятся не из социальных взносов, а из текущего бюджета – и вполне
возможно, что (если не брать случаи утраты здоровья) перевод их на общий
пенсионный режим и предоставление накоплений за доблестный труд на
государство сделает систему более адекватной времени. Да и заработную
плату (и систему надбавок) и размер пенсий суперльготников надо сделать
прозрачной и публичной – хотя бы из соображений социальной
справедливости. Режим формирования и управления
накоплениями (а они явно становятся основным инструментом обеспечения
пенсионных прав работников с доходами выше средних) – вопрос
значительно более сложный. Система уже создана (пусть и не в самом
лучшем виде) и будет выстраиваться еще достаточно долго. Существенным
должно быть требование рассматривать все новации в контексте
обеспечения будущих работников – а не создания макроэкономической
стабильности, покрытия дефицита пенсионной системы, или создания
кормовой базы НПФ и УК. Следует внимательно исследовать возможность
использования ФНБ в качестве источника пенсионного трансферта, либо
выделения дополнительных средств на индивидуальные счета. Вопросы
портативности пенсионных прав, гарантии прав собственности на
накопления, стимулы для работодателей и работников ко взносам – все это
требует обсуждения. Кстати, наличие пенсионных накоплений у профильных
госслужащих также будет способствовать сближению их личных интересов с
интересами будущих пенсионеров. При обсуждении будущего пенсионной системы надо отказываться от мифов
– а их немало. Это и миф о возможности государственной пенсионной
системы обеспечить хорошие доходы будущих пенсионеров преимущественно из
налогов на фонд оплаты труда – для этого нужно чудо.
Это и миф о возможности создания накоплений всем от олигархов до
бомжей – относительно бедные слои населения будут зависеть от
государственных пенсий и пособий по бедности. Реформированная
пенсионная система должна быть направлена на обеспечение всем
минимального дохода в старости, стимулирование занятости в старших
возрастах (при наличии такой возможности), и создание для среднего
класса возможности к пожилому возрасту стать успешными и обеспеченными
рантье, с доходом от государственной пенсии и разных видов накоплений.
Но для разработки такой модели в фокусе реформаторских планов должно
быть не государство, не конкретные ведомства и даже не пенсионер-2012 –
а пенсионеры 2035 или даже 2040 года, из карманов которых платятся
зарплаты большинства реформаторов. Антон Табах
Хоббиз (Модуль 1)
Как превратить своё любимое Хобби в Прибыльный бизнес?
Изучив этот курс Вы сможете:
Зарабатывать деньги, занимаясь любимым делом Работать где хотите и с кем хотите Отдыхать когда Вам захочется Жить где пожелаете Зарабатывать столько, сколько нужно Вам Этот тренинг позволит Вам найти своё истинное предназначение и заработать на нём деньги.
Бонусом к этому товару Вы получаете бесплатное участие в коучинг-клубе "Серый кардинал" сроком на 3 месяца!
|