Последствия вступления в силу антитабачного закона могут быть весьма неоднозначными В ближайшие 2–3
года российское антитабачное законодательство ждут грандиозные
перемены. И этого уже не отменить. Законопроект Минздрава «О защите
здоровья населения от воздействия табачного дыма и последствий
потребления табака» будет принят депутатами Госдумы не позже весны 2013
года. Согласно документу, в России к 1 января 2015 года будут введены
практически все запретительные и оградительные меры в отношении
табачной продукции, которые используются другими странами на
сегодняшний день. Большинство из них касается тотального ограничения
курения в общественных местах, однако некоторые пункты законопроекта
напрямую относятся как к производителям, так и к предпринимателям,
работающим в розничном секторе. Среди инициатив Минздрава есть и
абсолютно эксклюзивные, например распространение запрета на реализацию
сигарет в зависимости от расположения торговой точки и ее площади.
«МК», ориентируясь на иностранный опыт, попробовал разобраться в
возможных последствиях вступления в силу в России нового антитабачного
закона. Ну и где теперь курить? По данным исследовательского центра Superjob.ru, документ Минздрава
одобряют 66% экономически активных граждан страны. Они считают, что
законопроект в первую очередь направлен на сокращение распространения
вредной привычки среди подростков и снижение потребления табака в целом.
Интересно, что 42% из опрошенных — сами курильщики. А это значит, что
нововведения в отечественном антитабачном законодательстве
действительно назрели. Затруднились однозначно ответить на вопросы
портала только 13% респондентов. При этом доля сомневающихся одинакова и
среди потребителей табачной продукции, и среди сторонников здорового
образа жизни. «Сейчас у нас курильщики курят везде где хотят. Абсолютно не
считаясь с тем, что рядом находятся некурящие — женщины, дети, больные,
беременные, — комментирует появление законопроекта Минздрава в Госдуме
первый зампред Комитета по охране здоровья Николай Герасименко. — При
этом в странах, которые мы считаем менее цивилизованными — в странах
Африки, Таиланде, Турции, Китае, — эти законы введены. И получается,
что только мы не можем защитить некурящее население». В итоге ограничения курения в общественных местах будут вводиться
поэтапно. Запрет для школ, спортивных заведений и больниц начнет
действовать уже с момента опубликования документа. Курить в ресторанах,
кафе, аэропортах, поездах дальнего следования, вокзалах и портах нельзя
будет только после 1 января 2014 года. Однако опыт введения подобных ограничительных мер за рубежом весьма
неоднозначен. По данным Национальной ассоциации владельцев предприятий
общественного питания и гостиниц Испании, индустрия обслуживания после запрета курения в общественных местах в 2005 году потеряла около
10 млрд евро и разорила порядка 125 тысяч ресторанов и баров. В то
время как число испанских курильщиков увеличилось на 0,5% и достигло
17,65% от общего числа населения. Существуют в Европе и примеры альтернативного решения этой проблемы.
Так, в 2010 году польский сейм принял закон, разрешающий владельцам
небольших заведений общепита (менее 100 посадочных мест) самостоятельно
решать, можно ли у них будет курить. По подсчетам экспертов, введение
тотального запрета привело бы к сокращению 40 тысяч рабочих мест в
ресторанном секторе страны. Есть также случаи несоблюдения регулирующих правил. Некоторые
владельцы баров и кафе Германии, где также не разрешено курение в
общественных местах, превратили свои заведения в закрытые клубы
курильщиков. Таким образом, формально они перестали быть общественными
заведениями и, пользуясь лазейкой в законодательстве, выходят из-под
жестких ограничений. Кроме того, пятая часть баров Голландии
сознательно игнорирует закон: на случай штрафа от контролирующих
органов многие из них держат специальную «копилку», в которую вносят
пожертвования сами посетители. Проводя параллели с Россией, не грех было бы вспомнить о том, что у
нас давно действует запрет на распитие спиртных напитков в общественных
местах. Есть ли у кого-то сомнения в том, что курильщики будут строже
выполнять требования закона? С киосками и ларьками можно проститься? Аргументы против нового антитабачного закона нашлись у 21% граждан,
участвовавших в исследовании (45% среди некурящих и 12% среди
курильщиков). Их опасения сродни тем, что высказывают производители и
предприниматели: ряд предлагаемых мер серьезно ударит по малому
бизнесу, который может потерять большое количество рабочих мест. К тому
же, по мнению опрошенных, велика угроза роста «серого рынка» и
возвращения нелегальной поштучной торговли сигаретами на улицах. «Чем
сигареты из ларьков отличаются от таких же сигарет из рядом
находящегося магазина?» — задаются вопросом респонденты. Напомним, что, согласно документу Минздрава, с 1 января 2014 года
реализация табачной продукции будет производиться только в торговых
точках, площадь которых превышает 50 кв. м в городе и 25 кв. м в
сельском поселении. По подсчетам агентства INFOLine, в первый год
действия этих норм более 60 тысяч мелких магазинов будет закрыто, а
сумма дополнительной выручки крупных торговых сетей составит порядка
2,75 трлн рублей. Отток потребителей в крупную розницу, по мнению
экспертов, приведет не только к росту продаж пива и табака (пенный
напиток не будет продаваться в ларьках уже с 1 января 2013 года), но и
других видов продовольственных товаров. Сейчас же на долю пива и табака
у киосков приходится до 80% продаж, у павильонов — до 55%, у маленьких
магазинов — 15–40%. В исследовании агентства также отмечается, что к
2014 году объем продаж в торговых точках площадью менее 50 кв. м
сократится на 1,3 трлн руб. Доля малого бизнеса в общем обороте
розничной торговли сократится с 28% в 2011 году до 10% в 2014 году. В
сельской местности, где практически отсутствуют магазины современных
форматов, специалисты предсказывают формирование нелегального рынка
объемом более 320 млрд руб., в работу которого будет вовлечено более
300 тыс. человек. Зам.министра здравоохранения Сергей Вельмяйкин подобную критику
отвергает: «Давайте не будем подменять понятия. Малый бизнес — это не
табачный бизнес. Не больше 15% продаж в этом секторе приходится на
табак. Я не понимаю, почему нельзя заменить на другие товары 15%
ассортимента», — заявил он на парламентских слушаниях, посвященных
антитабачному законопроекту. Не учитывает Вельмяйкин одного простого последствия введения
запретных мер для торговых точек — а именно неминуемый наплыв
покупателей в торговые сети. Ведь со вступлением в силу ограничений по
продаже курильщики будут посещать супермаркеты гораздо чаще, тем самым
затрудняя пропускную способность касс. По подсчетам опрошенных «МК»
экспертов в области ритейла, нагрузка на торговые сети может возрасти
до 70%. На эту проблему бизнес-сообщество не раз пыталось обратить внимание
высших эшелонов власти. В середине октября 165 тыс. владельцев киосков и
небольших торговых объектов обратились к президенту Путину и премьеру Медведеву с просьбой
«защитить свободу предпринимательства и равные права предпринимателей
независимо от размеров бизнеса». По мнению киоскеров, ограничения
торговли, предлагаемые авторами законопроекта, могут привести к росту
социальной напряженности. «Киоскам запретят торговлю сигаретами немедленно, сразу же после
вступления закона в силу. При этом под киосками понимаются вообще все
нестационарные торговые объекты, в том числе и крупные, с возможностью
для покупателя заходить внутрь. Следует подчеркнуть, что не существует
аргументированного обоснования запрета продажи сигарет в торговых точках
площадью именно до 50 кв. метров. Подобных ограничений нет ни в одной
стране мира», — подчеркивают в своем открытом письме предприниматели. Дошло ли их послание до адресатов, станет понятно только в том
случае, если глава государства посчитает нужным высказаться на
антитабачную тему. До сегодняшнего дня Путин хранил молчание. Что же
касается премьера Медведева, то он сначала в своем видеообращении, а
затем и в большом интервью пяти телеканалам прекрасно дал понять, что
нормы, содержащиеся в антитабачном законопроекте, его в целом
устраивают. Дымить или не дымить? Ко всему прочему документ Минздрава предусматривает и запрет на
продажу некурительных табачных изделий. Ведомство считает, что в той
ситуации, когда возможность покупки никотинсодержащих товаров будет
сведена до минимума, а цены на один из самых популярных таких товаров —
сигареты — будут расти год от года, количество курильщиков в конечном
счете уменьшится за счет тех, кто в целях экономии средств решит вообще
отказаться от своей вредной привычки. Небезынтересным на этом фоне может показаться пример одного из таких
некурительных табачных изделий, как снюс — бездымный табак из Швеции,
который за свою более чем двухсотлетнюю историю успел стать
традиционным продуктом этой северной страны. Когда в 1995 году
королевство присоединилось к Евросоюзу, вопрос реализации снюса
оговаривался в особом порядке — в специальном приложении к договору о
членстве в ЕС, согласно которому этот товар мог продолжать продаваться
на территории Швеции, но без экспорта в другие страны союза.
Единственная уступка заключалась в том, что выезжавшим за пределы
королевства гражданам разрешалось брать с собой несколько банок для
личного пользования. Тем не менее правительство Швеции не оставляет попыток избежать наложенных на снюс ограничений, мотивируя это тем, что продукт менее вреден для здоровья по сравнению с курительным табаком, а
значит, он может помочь курильщикам в их борьбе с вредной привычкой.
«Если основываться на научных фактах, то окажется, что шведский табак
является менее вредоносным в сравнении с другими видами аналогичного
табака, процветающими сегодня на рынках стран — членов Евросоюза», —
говорит министр торговли Швеции Эва Бьёрлинг. В свою очередь представители табачной отрасли уже не раз обозначали
свои стремления развивать категорию бездымных табачных продуктов в
долгосрочной перспективе. А согласно данным Шведского национального
института общественного здравоохранения, общий уровень
распространенности табака в стране сравним с этим показателем для многих
других европейских государств (22% против 28%). Однако количество
человек, употребляющих снюс, фактически равно количеству тех, кто курит
сигареты. Причем у мужчин эта тенденция выражена ярче — 18% из них
употребляют некурительные табачные изделия, тогда как 10% предпочитают
дымить. Это беспрецедентно низкий уровень курения не только для
Евросоюза, но и вообще для всего мира. Судьба законности некурительных табачных изделий теперь в руках
депутатов Госдумы. Интересно, что в начале этой недели сопредседатель
Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина в беседе с
корреспондентом «МК» призналась в том, что этот запрет из законопроекта
Минздрава после совещаний в комитете по экономической политике и
предпринимательству скорее всего будет убран. Завалят ли Россию табачным суррогатом? Как уже говорилось выше, участвовавшие в опросе портала Superjob.ru
граждане также обратили внимание на угрозу наплыва контрабандной и
контрафактной табачной продукции. Связаны они в первую очередь с более
агрессивной акцизной политикой после 2012 года и планами по введению
запрета на выкладку сигарет на витринах. Действительно, сегодня в России сложились весьма благоприятные условия для ведения табачного бизнеса. До недавнего времени акцизы на «вредные
привычки» (табак и алкоголь) росли хотя и существенными темпами, но
довольно плавно, что позволяло рознице переписывать ценники на товары,
не отпугивая покупателей. Доля «серого рынка» сигарет в последние годы
не превышала 1% от общих объемов рынка. Ситуацию может «поправить»
Китай, который является крупнейшим мировым поставщиком контрафактной
продукции и уже работает на рынках Европы, Канады и Ирландии. В
последней, по данным Euromonitor, в 2010 году объем нелегального рынка
сигарет составил 33,2%. На улицах в открытую продаются контрабандные
пачки сигарет, суммарные продажи которых оцениваются в 42 млн евро, а
это значит, что ирландская казна недополучила порядка 33 млн евро. Схожая ситуация развернулась и в Мексике, правительство которой в
прошлом году решило поднять акциз на табак сразу на 40%. Наплыв
нелегальной продукции не заставил себя долго ждать. На сегодняшний день
доля «серого» табачного рынка Мексики — 16,6%, что в переводе на
доллары составляет примерно 800 млн. Для сравнения: бюджет Мексики в 2011 году планировалось пополнить на
42 млрд песо, а в итоге удалось собрать только 30 млрд, что только на 4
млрд больше показателей 2010 года. Спрос на более дешевую табачную продукцию родил предложение от
недобросовестных дельцов, понятно, что в такой ситуации речи о снижении
процента курильщиков идти не может. Директор по корпоративным отношениям табачной компании BAT-Мексика Карлос Умберто Суарез
рассказывает о том, что доля курящего населения в его стране сегодня
составляет порядка 30%, или более 33 млн человек из 112 млн всего
населения. В случае с Россией опасность создания «серого рынка» исходит не
только от Китая, с которым у нас одна из самых протяженных сухопутных
границ, но и от партнеров по Таможенному союзу. В Белоруссии и
Казахстане табачный акциз установлен куда ниже отечественного —
соответственно, и цены в рознице на одни и те же марки сигарет
существенно различаются (цена за пачку в России в среднем — 35 рублей, в
Белоруссии — 18, в Казахстане — 24 рубля). В приграничных зонах
фиксируется рост теневого табачного рынка до 2%. Цифры пока маленькие и
не пугающие, но тенденция уже намечена. Предложения о покупке дешевых
сигарет, приехавших из стран-союзников, сегодня можно найти как в
Интернете, так и на рекламных щитах в спальных районах Москвы. Об этой проблеме в Минздраве также знают, однако особого значения
пока ей не придают. «По заявлению табачных лоббистов, уровень
контрабанды в России может достичь 30% от объемов рынка, это означает,
что необходимо ввезти из соседних стран и продать через легальную сеть
около 6 млрд пачек, или 12 тыс. 600 контейнеров. Такой объем поставок
просто не смогут не заметить пограничные службы, таможня, органы
внутренних дел и ФСБ России, Роспотребнадзор и ФНС», — заявляют в
ведомстве. Евгений Красников
|