Либерализм - это губительная
идеология, разрушающая людей. Эта гадость придумана специально для того,
чтобы стимулировать вседозволенность, разобщённость, низменные
инстинкты и этим превращать людей в самых настоящих скотов... Вопрос о том, что делать с нашим образованием, настолько больной, что
его поднимают в любом более-менее массовом обсуждении в каждом блоге.
Правда, предложения почему-то сводятся к тому, что надо выгнать
Фурсенко, и сразу всё станет хорошо. Не собираюсь ничего говорить в защиту Фурсенко. Хотя я к чиновникам
вообще, а к чиновникам от образования особо, отношусь негативно, и не
испытывая желание их поздравить с праздником, я уверен, что даже если
расстрелять всех чиновников, картина не сильно изменится. Я, конечно, не большой специалист в области наробраза, но мать -
учительница, жена - в школе работает, и живу в доме, 45 квартир которого
заселяли учителями. Так что не совсем далёк от этой сферы. И вот что
можно с уверенностью утверждать. Школы у нас остались прежние, учителя -
те же самые, и учат они нисколько не хуже. А вот на выходе получаем
совсем другое. И дело тут не в том, что сверху спускают. ЕГЭ это,
конечно, «гэ», но экзамен в 11-м классе, никак не влияет на качество
преподавания в 7-м. Вопрос явно глубже. Теперь можно с уверенностью утверждать, что образование в СССР было
на высшем уровне. Оно, конечно, во многом не соответствовало мировым
стандартам. Но теперь-то мы хорошо понимаем, что это проблема
«стандартов». Ибо сейчас имеем те самые мировые стандарты. Только вот
самые способные представители нашей молодёжи, обученные в соответствии с
этим стандартами, по нашим советским меркам вообще не тянут на
грамотных. Так себе... твёрдые троечники. Кто-то ещё сомневается, что дело не в Фурсенко, а в самой Системе?
Причём, я говорю не о системе образования, а выше. Давайте попробуем
увидеть, с чего всё началось, и где произошли те самые изменения. Два десятка лет назад мы окончательно перестали строить светлое
коммунистическое будущее. Помните? Занавес железный открылся, свобода
слова началась. И естественно нас качнуло в сторону того, чего у нас в
СССР не было. А не было у нас секса и либерализма. Секс трогать не
будем, а вот либерализм - это важно. Народ всегда в крайности бросает.
То, что СССР - это диктатура, спорить, наверное, никто не станет. И
значит из одной крайности, нас понесло в другую. К полной свободе. К
«либере». Свобода это, конечно, хорошо. Но это ведь, как лекарство -
передозировка может оказаться вреднее болезни, от которой лечим. Сразу скажу, про возврат в СССР речь не идёт, да и желающих не
наберём точно. Об этом сейчас всерьёз говорят только совсем оторванные
от жизни люди. Но давайте попробуем сравнить, что изменилось. В том
самом образовании. Советская школа была до предела идеологизирована. Октябрята,
пионерия, комсомол. С одной стороны, к этому относились и тогда
критически, но вспомните - каково было быть не принятым в пионеры, или
хуже того, исключённым? При всех своих недостатках, советская школа
воспитывала граждан. Патриотов. И было понятно всем, что надо быть
образованным. Это было престижно. Мой сосед по парте, который учился на тройки лишь потому, что все
годы у меня списывал, и у которого и в ПТУ-то шансы поступить были
минимальные, так и тот всерьёз пытался рассуждать о том, в какой бы
институт он хотел поступить... А вот теперь всё изменилось. С тех пор, как пришла свобода и «все
работы хороши», мы стали каждый сам по себе. О какой пользе своей
профессии сейчас кто-то думает? Сегодня всё оценивается только уровнем
зарплаты, с тем, чтобы поменять пылесос «Сони» на «Филипс», как того
требует реклама. Зачем нужна литература, физика, химия, если для того,
чтобы считать деньги, достаточно арифметики за 3-й класс? Как можно
научить чему-то подрастающее поколение, если оно не понимает, зачем ему
образование? Тем более, что у нас и большая часть старшего поколения уже
переучилась жить по-новому. Цель жизни нынче - это «срубить бабла», и государство сейчас, в
понимании таких людей, лишь некое образование, которое должно им что-то
дать. Но не следует забывать, что для того чтобы просить от государства,
чтобы оно давало, надо сначала дать что-то ему. Почему-то многие
уверены, что втюхивание доверчивым гражданам просроченных китайских
товаров, это процесс, приносящий пользу Родине. И даёт какие-то права. Глядя на это, какие дети захотят чему-то учиться? Ведь получение образования, выбор профессии, это выполнение
гражданского долга. А многие из нас про это помнят? Про то, что есть
вообще такое понятие как гражданский долг? И что государство - это не
кто-то в Кремле, а это мы сами. И гражданский долг - это, в том числе, и
есть получение образования, это стремление стать лучшим из лучших. Я вспоминаю своих ровесников из театрального института. Каждый второй
считал себя гением, считал своей целью создать такие шедевры, что его
имя будет вписано большими буквами в историю. А сегодня? Вы думаете, перед сегодняшними будущими режиссёрами ставят
целью получить «Оскара»? Щас! Их учат, что они должны найти богатого
продюсера и делать то, что он скажет? И после этого стоит ли удивляться
тому, что мы видим на экранах? Детей мы уже потеряли. В этом году у меня внучка идёт школу. Школа отличная. Не потому, что
дорогая или модная. Потому что в ней хорошие учителя, богатые традиции, в
неё всегда очередь желающих попасть, и туда всегда отбирали не тех, у
кого богатые родители, а тех, у кого способности есть. Наша школа
известна не только в районе, но и в городе. И что? Мой сын эту же школу
закончил, но его поколение и стало теми самыми гражданами, которые живут
«сами по себе». Я не могу сказать сейчас с уверенностью, что конкретно надо делать.
Но уверен я в одном. Можно конечно убрать Фурсенко, можно отменить ЕГЭ,
но менять надо глубже. До тех пор, пока мы катимся по пути либерализации общества, у нас не
будет не только нормального образования, но и нормальной жизни во всём.
Мы должны не разобщаться, а сплачиваться. Либерализм разобщает, это
идеология торговцев. Кому-то она может и подходит, но нашей стране эти
идеи всегда были чужды. Мы не страна торговцев. Диана Нигматуллина, Кирилл Шишкин
|