Поколение, которое не прочтёт ни Чехова, ни Тургенева, ни Жюля Верна, вырастет жестоким и циничным В начале лета Всероссийский центр изучения общественного мнения
(ВЦИОМ) провёл исследования, которые власти предержащие как-то не
заметили. А напрасно. Их результаты таковы, что как минимум двум
министерствам - культуры и образования - нужно жать на все «тревожные
кнопки» и собирать экстренные заседания кабинета министров. Потому как,
согласно опросам ВЦИОМ, 35% россиян НЕ ЧИТАЮТ КНИГ ВООБЩЕ! А ведь
Россия, если верить речам президента и премьер-министра, взяла путь на
инновационное развитие. Но о каких инновациях, научных прорывах,
развитии нанотехнологий и т. п. может идти речь, если больше трети
населения страны за год ни разу не взяли в руки книгу? Никакую, даже
завалящий детектив! «АиФ» решил разобраться, почему Россия, некогда
самая читающая страна в мире, перестала читать и чем это грозит
обществу. Сергей Капица: «Россию превращают в страну дураков» Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему
стремились все эти 15 лет, - воспитали страну идиотов. Если Россия и
дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не
останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы
получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче
высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно
эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время
идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не
пытается понять и приостановить. У нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях,
но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали
осуществляться. И объяснения «Я так много работаю. Когда же мне ещё и
читать?» не могут служить извинением. Поверьте, наше поколение работало
не меньше, но время для чтения при этом всегда находилось. А
производительность труда в обществе несколько десятков лет назад была
выше, чем сейчас. Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной молодёжи
работает в охранных организациях! Получается, что все эти молодые парни
- тупые, ограниченные люди, способные лишь бить морду? Куда впадает Волга? Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-таки приведу
пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим
характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура
и разум - вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на
обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией -
именно книга. Раньше, начиная ещё со времён Гомера, существовала устная
традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в художественной
форме, через сказания и легенды прошедших эпох, передавали накопленные
поколением опыт и знания. Потом возникло письмо, и вместе с ним -
чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и традиция
чтения. Возьмите как-нибудь и хотя бы ради любопытства перелистайте
переписку великих. Эпистолярное наследие Дарвина, которое сейчас
издаётся, - 15 тыс. писем. Переписка Льва Толстого тоже занимает не один
том. А что останется после нынешнего поколения? Их эсэмэски будут
издавать в назидание потомкам? Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные
заведения. Не надо никаких экзаменов - пусть абитуриент напишет
сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет
поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои
мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека,
уровень его культуры, степень развития сознания. А ЕГЭ, который сегодня
используют, не может дать объективной картины знаний школьника. Он
построен лишь на знании или незнании фактов. Но факты далеко не всё!
Впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ на этот вопрос заслуживает не
галочки в соответствующей клеточке, а отдельной серьёзной беседы. Потому
что миллионы лет назад Волга впадала не в Каспийское, а в Азовское
море, география Земли была другой. И вопрос из хрестоматийного
превращается в интересную проблему. Чтобы решить её, как раз-то и
требуется понимание, которого без чтения и образования добиться
невозможно. Чувства вместо умов Вопрос потери интереса к чтению - это вопрос о том, что сейчас
происходит с людьми. Мы упёрлись в очень сложный момент развития
человечества в целом. Темпы развития техники сегодня очень высоки. А
наша способность это всё осмыслить и разумно в этой технической и
информационной среде жить от этих темпов отстаёт. Мир переживает сейчас
очень глубокий кризис в сфере культуры. Так что ситуация в нашей стране
довольно типична и для всего остального мира - в Америке и в Англии тоже
мало читают. Да и такой крупной литературы, которая существовала в мире
30-40 лет назад, сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще найти
очень сложно. Возможно, потому, что никому не нужны умы - нужны
ощущения. Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом
поменять отношение к культуре в целом. Министерство культуры должно
стать важнейшим из всех министерств. А первоочередная задача - перестать
подчинять культуру коммерции. Деньги есть не цель существования
общества, а всего лишь средство достижения тех или иных целей. Вы можете
иметь армию, солдаты которой будут доблестно сражаться, не требуя
вознаграждения, потому что верят в идеалы государства. А можно иметь на
службе наёмников, которые с равным удовольствием будут убивать и своих, и
чужих за одни и те же деньги. Но это будут разные армии! И в науке
прорывы делаются не за деньги, а для интереса. Такой вот кошачий
интерес! И с крупным искусством то же самое. Шедевры за деньги не
рождаются. Если же всё подчинять деньгам, то деньгами всё и останется,
не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие. Чтобы дети вновь начали читать, в стране должна сложиться
соответствующая культурная обстановка. А что сейчас определяет культуру?
Когда-то тон задавала Церковь. Люди в выходной день шли в храм и вместо
телевизора смотрели на фрески, иконы, витражи - на иллюстрацию жизни в
образах. Великие мастера работали по заказу Церкви, большая традиция
освещала всё это. Сегодня люди ходят в Церковь гораздо меньше, а
обобщённую картину жизни даёт телевидение. Но никакой великой традиции,
никакого искусства здесь нет. Ничего, кроме мордобоя и стрельбы, вы там
не найдёте. Телевидение занимается разложением сознания людей. На мой
взгляд, это преступная организация, подчинённая антиобщественным
интересам. С экрана идёт лишь один призыв: «Обогащайтесь любыми
способами - воровством, насилием, обманом!» Вопрос развития культуры - это вопрос будущего страны. Государство не
сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не сможет
лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире. Чем мы
можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только культурой! В эпоху
СССР они прекрасно существовали в рамках нашей культуры. Сравните
уровень развития Афганистана и республик Средней Азии - разница
огромная! А сейчас все эти страны выпали из нашего культурного
пространства. И, на мой взгляд, важнейшая задача сейчас - вновь их в это
пространство вернуть. Когда распалась Британская империя, важнейшими
инструментами воссоздания целостности англоязычного мира стали культура и
образование. Британцы открыли двери своих высших учебных заведений для
выходцев из колоний. В первую очередь для тех, кто в дальнейшем мог бы
стать управленцем этих новых стран. Я недавно разговаривал с эстонцами -
они готовы учиться медицине в России. Но мы берём с них огромные деньги
за учёбу. При том что возможность учиться в Америке или Англии они
получают даром. И чем мы после этого сможем тех же эстонцев привлечь,
чтобы взаимодействие с нами им стало важнее, чем взаимодействие с
Западом? Во Франции существует министерство франкофонии, которое
продвигает культурную политику Франции в мире. В Англии Британский совет
считается неправительственной организацией, но на самом деле проводит
чёткую политику по распространению английской культуры, а через неё -
глобального английского влияния в мире. Так что вопросы культуры сегодня
переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности страны.
Пренебрегать этим важнейшим элементом влияния нельзя. В современном мире
всё в большей степени наука и искусство, а не ресурсы и
производительные силы определяют могущество и будущее страны. По данным ВЦИОМ, в опросе приняли участие 1600 человек Какие жанры вы чаще всего выбираете для чтения? (% от тех, кто читает книги, возможны несколько вариантов ответа) 43% - Российские боевики, «милицейские» детективы и детективы-стилизации 26% - Фантастика и фэнтези 26% - Классические историко-приключенческие романы 25% - Русская и зарубежная классика 25% - Зарубежные детективы 25% - «Женский» детектив 16% - Современная русская и зарубежная литература 16% - Современные романы об истории России, исторические романы прежних лет 13% - Переводные романы 11% - Поэзия Во-первых, в школе учителя по-прежнему гонятся за высокими
показателями скорости чтения. Но из-за этого у учеников плохо
формируется сам навык чтения, его качество, - говорит Татьяна Филиппова,
ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО. - В
итоге ребёнок, прочитывая за минуту положенное число слов, не понимает
сути прочитанного, не может пересказать текст. А когда человек чего-то
делать не умеет, он и не хочет этого делать по своей воле. К нам в Центр
диагностики развития детей и подростков порой приходят ученики 3-4-х
классов, которые читают по слогам. Наивно ожидать, что эти дети своё
свободное время будут проводить за книгой. Во-вторых, если 5-6 лет назад
за компьютерами сидели в основном студенты и взрослые люди, то уже два
года назад, как показывают наши исследования, у мониторов «зависали»
ученики младших классов. Кроме того, сами родители не приучают ребёнка к
книгам. Дошкольникам регулярно читают только 10% родителей, а
школьникам - всего 0,2% пап и мам! Многие думают: раз научился читать
хотя бы по слогам - читай дальше сам. Но это заблуждение. Задача
родителей - сделать чтение потребностью, такой же насущной, как чистка
зубов или умывание. Подбирайте ребёнку интересные книги, помогите ему в
выборе, почитайте вслух, даже если ему уже 10-12 лет». Не последнюю роль в том, что мы всё меньше и меньше читаем, по мнению
специалистов, играет и телевидение. А конкретно - огромное количество
телеканалов и... пульт дистанционного управления. Для тех, кто
предпочитает смотреть телевизор, «прыгая» с канала на канал, на Западе
даже придумали специальный термин - «заппинг». Всего таких
«попрыгунчиков» набирается порядка 47% от смотрящих телевизор. При
постоянном переключении с канала на канал картинка, воспринимаемая
зрителем, оказывается составленной из отрывков программ, идущих
параллельно по разным каналам. Зритель словно «монтирует» свою
собственную передачу из кусочков разнородного видеоматериала. Добавьте к
этому постоянные перерывы на рекламу, сериалы, в которых одна история
оказывается порой «разрублена» на несколько сотен маленьких кусков и её
можно начать смотреть чуть ли не с любого места. «В итоге мы имеем следующее, - говорит Даниил Дондурей, социолог,
главный редактор журнала «Искусство кино». - За последние пару лет
наметилась тенденция: школьники теряют способность следить за сюжетом и
поступками героев. Они практически потеряли навыки пересказа
прочитанного текста - элементарного, не говорю уже о таких сложнейших
вещах, как «Анна Каренина», к примеру. А с введением в стране цифрового
телевидения (и, как следствие, увеличением количества каналов) подобные
явления будут только нарастать».
Киберсант-СЕОшник
Узнайте все топовые секреты реального продвижения сайта за нереально короткий срок!
С помощью «Киберсант-СЕОшника» Вы СМОЖЕТЕ превратить свой блог/портал/сайт в САМЫЙ посещаемый онлайн-ресурс!
11 потрясающих видеоуроков, более 2-х часов видео!
|