Различные националистические и
патриотические силы предлагают различные проекты революционного
изменения русской государственности. Это и православная империя, и
империя наподобие советской, и русское национальное государство. Все эти проекты теоретически хороши. За ними стоят группы интеллектуалов и их сторонников. Проблема в том, что больше особенно никто не стоит. Все эти проекты в
настоящее время являются субкультурными. И интересны только
определённой среде. Не за одним из них пока нет серьёзной народной
поддержки. Как, к сожалению, нет и народа как такового. Русского народа. Народ - это не только набор индивидов, говорящих на одном языке и имеющих общее самосознание. Народ - это система самоорганизации и самообеспечения. Вполне
автономной от государства. Это система родственных кланов,
территориальных и религиозных общин, этнических диаспор, сообществ
взаимопомощи. Без неё ни один этнос не жизнеспособен. Русский народ всего этого в необходимом масштабе не имеет. Он во
власти постмодерна. Т.е, атомизированные и ни как изнутри не
организованные массы. Плюс различные меньшинства и субкультуры. От
правящих и влиятельных до абсолютно незначительных. Вернёмся к проектам переустройства русского государства. Все они
рассчитаны на абсолютно другое общество. Православная империя
непосредственно имела своим фундаментом систему коллективов выживания. В
виде крестьянских общин. Они представляли из себя организационно -
экономический фундамент государства. В коллективах выживания
транслировались основные ценности, на которых держалась империя. Что ещё
важнее. Советская империя и национальное государство - модерные проекты. Они
непосредственно не основаны на системе коллективов выживания. И в
значительной степени этим коллективам враждебны. Но для модерного
проекта необходимы ценности, которые ещё совсем недавно вырабатывались в
этих коллективах. Таких, как единство общества, чёткая и единообразная
система ценностей. В ходе модерного проекта государство и общество как
бы заменяет отдельные коллективы выживания, сливает их в единое целое.
Этому способствует и система государственного управления, и образования,
и социального обеспечения. И разделяемые всем обществом ценности. В России модерн закончился. Его институты пришли в негодность. А
главное, утерян набор единых ценностей. Вернуться к модерну сейчас
практически невозможно. Потому, что нет спроса на всеобщее единение. Нет
спроса на объединяющую идею. Иначе её давно бы нашли. Официальная
пропаганда никому не интересна. Революционная тоже.(К стати, национально
- демократические революции в странах восточной Европы происходили в
обществах позднего модерна, а отнюдь не постмодерна. К тому же
национальная составляющая в них была усилена длительным опытом иноземной
оккупации и, соответственно, национально-освободительной борьбы). Остаётся восстанавливать общество с элементарных кирпичиков. С
коллективов выживания. Где именно выживание коллектива диктует набор
ценностей и идеалов, наиболее для него подходящих. Побегут ли современные русские массово вступать в коллективы
выживания? При нынешней социально-экономической системе - конечно же
нет. В ней ещё может худо-бедно существовать атомизированный индивид. А
заставить вступить его в коллектив выживания может только очень
серьёзная угроза. Вроде угрозы неминуемой гибели. Учитывая вектор развития нашего общества, можно предположить, что
скоро такая ситуация сложится. В России наступает неофеодализм. Именно
для него расчищает путь постмодерн, уничтожая традиционные основы
народов-носителей и достижения модерна. Неофеодальное общество деидустриализировано и недемократично. В нём
будет господствовать прямое принуждение и право сильного. Выжить в нём
сможет только член какого-либо достаточно жизнеспособного коллектива.
Одиночка может быть только мёртвым или рабом. Скорее всего неофеодализм наступит в России гораздо раньше, чем
где-либо в Европе. Необходимо учитывать развал модерной инфраструктуры
общества. В частности экономики и образования, потери управляемости
государством. Так же слабость демократических традиций и огромную силу
этнических диаспор, исторически живущих по феодальным принципам. Без
всякого «нео». Приблизить или отдалить наступление неофеодализма мы скорее всего не
можем. В некоторой степени к нему можно подготовиться. Например,
пропагандируя идеи создания коллективов выживания. Понятно, что
неофеодальные славяне России будут очень отличаться от современных
русских. Это будет другой народ (народы). Но всё же что-то можно
сохранить. Семён Резниченко
|