Государство вновь решило
разместить заказы на ульяновском авизаводе «Авистар». За годы «реформ»
его персонал был сокращён в 4 раза, а производство упало в десятки раз.
Рабочие тут получают по 8-12 тысяч рублей, но и эта зарплата кажется им
хорошей, поскольку другой работы в городе нет. Друг Блога Толкователя Сергей Смирнов своими глазами увидел, как обстоят дела на ульяновском авиазаводе. Недавно назначенный на должность вице-премьера по оборонной
промышленности Дмитрий Рогозин практически сразу развил бурную
деятельность. Если первый месяц он пытался понять, что происходит вообще
в этой сфере, то теперь стал активно ездить по стране, посещая
оборонные предприятия. Его первым официальным визитом стала поездка в Ульяновск на
крупнейший отечественный авиастроительный завод «Авиастар-СП».
Официальным поводом послужила передача самолета Ту-204-300 Управлению
делами президента и закрытое совещание по развитию боевой и гражданской
авиации. В небольшом Ульяновске два аэропорта, причем на одном из них, куда и
приземлился наш самолет, одна из самых длинных в мире взлетно-посадочных
полос (5100 м). Этот аэродром - Ульяновск-Восточный был построен еще в
советское время для испытания самолетов. Совсем рядом с ним находится
ангар для испытаний, где и прошла официальная процедура передачи
самолета, а также встреча Рогозина с коллективом. На ней вице-премьер пообещал обеспечить в ближайшее время завод
заказами, в частности здесь должны быть построены 10 новых самолетов
Ан-124 («Руслан»), для армии новые транспортные Ил-476
(модернизированные Ил-76). Также Рогозин пообещал помочь с заказами на
гражданские самолеты. Сможет ли ульяновский завод справиться с такими
заказами? Не уверен. Несмотря на то, что в ангаре висит транспарант «Ульяновск -
авиационная столица России», в реальности завод последние 20 лет влачит
жалкое существование. За это время единственным достижением завода стал
выпуск самолета серии Ту-204, который был разработан еще в конце 80-х
годов. Но особой популярностью, несмотря на господдержку, этот самолет
не пользовался. Причины называются самые разные: от недоверия к
продукции отечественного авиапрома до высокой цены. Но некоторые выводы
можно делать из опыта компании «Владивосток-авиа». В 2005 году этой
авиакомпании было передано четыре таких самолета, позднее еще два. Но
уже в 2012 году их планируется вывести из эксплуатации. Неужели семь лет
это такой большой срок для самолета? Или все-таки с этим лайнером
какие-то серьезные проблемы? Очень сомнительным выглядит заявление о строительстве 10 новых
«Русланов». Эксперты говорят о том, что их строительство в таком
небольшом количестве крайне затратно, имело смысл выпускать по крайней
мере 40-60 новых самолетов, тогда это может быть коммерчески выгодно. А
строительство 10 новых «Русланов» будет убыточным. Вообще поддержка
завода «Авиастар-СП» на данный момент обходится государству очень
дорого. Например, чистый убыток за первое полугодие 2009 года составил
642 млн. руб. В данный момент на предприятии работает около 10 тысяч человек,
причем приём на работу закрыт. Это служит неким поводом для гордости,
мол, все очень хотят у нас работать, но вакансий нет. На самом деле для
глубоко депрессивного Ульяновска безработица (скрытая в том числе) -
очень большая проблема. Хотя зарплаты на заводе не вызывают большого
воодушевления. Несмотря на заявления о том, что молодежь в последнее время активно
шла на завод, лично я молодых людей до 35 лет почти не видел. На встрече
с Рогозиным значительную часть представляли скромно и бедно одетые
женщины лет 40-50, как будто из конца 80-х. Другая часть - мужчины,
возраст которых около и за 50 лет. Средняя зарплата на заводе - 18 тысяч рублей. Но она распределяется,
как и на большинстве подобных предприятий в России, несправедливо.
Рабочие, с которыми удалось поговорить, прежде всего подчеркивали, что
не имеют права разглашать сведения о своих доходах - по трудовому
соглашению уровень зарплаты является конфиденциальной информацией.
Впрочем, об уровне своих доходов они рассказали. - Я мастер, который отвечает за проверку и установку узловых деталей
самолета. Моя зарплата 12 тысяч. В Москве на подобной должности получают
не меньше 40 тысяч, - рассказывает женщина лет 50. В наш разговор вмешивается рядом стоящая женщина примерно такого же возраста. - А у меня около 10 тысяч получается. 23 года на заводе. Но это еще
повысили немного, на 5% в этом году. И то прибавили не к официальному
окладу, а к доплатам, которые в любой момент могут снять. - Как же так, - удивляюсь я. - Ну вот средняя зарплата по заводу 18
тысяч, а мастер (не простой рабочий) получает всего 12. Откуда такая
средняя? - Вы же умный человек, неужели не понимаете, как делятся деньги на
заводе, - грустно говорит мастер. Она уточняет, что зарплата менеджмента
достигает сотен тысяч рублей. - Ну а сколько молодежь получает, когда сюда приходит? - Ну максимум тысяч 12 получается, с доплатами как молодым
специалистам. А так, в основном, где-то 8-10 тысяч. Все равно идут,
работы особой в Ульяновске нет, - комментируют женщины. Два других рабочих, на этот раз мужчины, рассказали, что и их
зарплата «сильно ниже» средней по заводу, но не стали уточнять, сколько
конкретно получают. Если на заводе будет запущено серийное производство, наймём на работу
еще 3-5 тысяч человек, примерно в таком тоне высказываются руководители
предприятий. Но неясно, какие специалисты захотят работать за такие
деньги? Даже если численность рабочих на «Авиастаре» достигнет 15 тысяч
человек, с советскими временами сравнить это будет нельзя. «У нас во времена СССР работало 45 тысяч человек, были свои
собственные совхозы, вообще вся инфраструктура», - рассказывают рабочие.
«Даже если будет заказ, Рогозин пообещал же несколько десятков Ил-476
до 2020 года, будем делать по паре самолетов в год. А в советское время
Ташкентский завод выпускал по 6 самолетов в месяц», - объяснили рабочие. Кроме того, у российских авиастроителей существуют большие проблемы с
качеством продукции. Недавно, в апреле 2011 года, Медведев
раскритиковал их. Президентский самолет Ту-214, собранный в Казани,
оказался крайне неудачным. Он прямо сказал, что российские самолеты
уступают иностранным, несмотря на все вложения. Чиновники рассказывали,
что самолет сильно шумел, трясся, а на внутренней обшивке во время
одного из первых полетов вообще разошлись швы.
|