Даже внутри самого правительства нет единой позиции по тому, насколько он обоснован и выполним.
Проектом нового российского бюджета недовольны все. Президент Путин – потому что в нем
не нашлось денег на выполнение предвыборных обещаний, чиновники – потому
что он основан на недостоверном прогнозе и получился слишком
оптимистичным. В итоге траты оказались перекошенными, обещания
президента воплотились не полностью, а в достоверности прогноза на
ближайшие три года сомневаются даже чиновники Минфина.
Над
проектом документа обычно работают два министерства: Минэкономразвития
составляет прогноз, как будет развиваться экономика России и какая
конъюнктура сложится на мировых рынках, а Минфин на этой основе
составляет сам бюджет, где описываются государственные доходы и расходы.
Определяющие
величины прогноза – рост ВВП, сальдо торгового баланса, инфляция, курс
рубля и некоторые другие. Они и диктуют размеры казенных доходов и
расходов. Важным условием составления хорошего бюджета является согласие
между чиновниками обоих ведомств относительно исходных величин и общая
точка зрения на то, что будет происходить в экономике в ближайшее время. В этот раз ни согласия, ни точки не было.
Тем
не менее в прошлый четверг проект бюджета-2013 был в целом утвержден на
заседании правительства, как и прогноз на следующий год. Не помешало
этому даже то, что несколькими днями ранее с резкой критикой бюджета
выступило министерство финансов.
Претензии ведомства относились к качеству
прогнозов, которые выдает Минэкономразвития. Последнее дважды
переписывало их в этом году, но финансисты все равно остались ими
недовольны. Обо всех замечаниях к прогнозам правительству сообщил в
своем письме замминистра финансов Алексей Моисеев, сообщает Интерфакс,
ознакомившийся с письмом.
Моисеева не устраивает, что экономисты
не разобрались в причинах снижения прироста ВВП в 2012 году по сравнению
с 2011 годом (3,5 против 4,3%) и никак не объясняют заложенный в проект
прогноза рост экономики в 2014 году по сравнению с 2013 годом (4,3
против 3,7%). Он также сомневается, что внутренний спрос, который
считается основным источником роста ВВП в 2013-2015 гг.,
переориентируется с импорта на отечественную продукцию.
Минэкономразвития
почему-то полагает, что в 2015 году на импорт будет уходить не половина
прироста спроса, как в 2011 году, а только треть, а среднегодовой
прирост объема импорта снизится с 31% в 2005-2008 и в 2010-2011 гг. до
8% в 2012-2015 гг. Это тем более странно, что до сих пор наблюдалась
обратная картина: спрос на импортную продукцию рос опережающими темпами.
Неоправданными Моисееву кажутся и надежды на рост внутреннего спроса,
поскольку граждане до последнего времени предпочитали копить, а не
тратить.
В прогнозе говорится, что условия для бизнеса должны
существенно улучшиться, но при этом почему-то запланирован низкий рост
инвестиций (в среднем на 7% за 2012-2015 гг.) и промышленного
производства (3,7%).
Кроме того, в Минфине уверены, что в
2013-2015 гг. инфляция может превысить прогнозный уровень, хотя и не
говорят, на сколько именно. Причина тому – ускоренный рост тарифов ЖКХ.
Особенно контрастно он выглядит на фоне среднегодового прироста
потребительских цен
в 5,4%: рост тарифов на электроэнергию запланирован на 10,3%, на
тепловую энергию – на 9,7%, на природный газ – на 13,1%, на
железнодорожные перевозки – на 10%. Все вместе, по мнению Минфина,
«создаст мощные инфляционные риски, снизит конкурентоспособность
отечественных производителей».
Минэкономразвития ожидает притока
капитала в страну в 2014-2015 гг. в размере $30-40 млрд; Минфин,
наоборот, полагает, что ничего подобного не произойдет и отток
сохранится, но из-за низкой динамики роста импорта счет текущих операций
с зарубежьем не станет отрицательным. У Минэкономики своя точка зрения:
в 2015 году сальдо будет отрицательным и составит -$15 млрд.
По
животрепещущей теме курса национальной валюты согласие есть, но
относительное. Минэкономразвития ожидает его ослабления до 33,7 руб. за
доллар в 2015 году, а Минфин видит глубину падения более значительной.
Интересно, что раньше и Минэкономразвития не исключало ослабления рубля
до 46 руб. за доллар.
Отсутствие единодушия в ведомствах
передалось и независимым экономистам. Павел Теплухин видит ближайшее
будущее российской экономики следующим:
«Есть две школы, которые
по-разному объясняют природу российской инфляции. Одни считают, что
причины ее в основном монетарные и связаны с объемом денежной массы в
обращении. А вторая школа считает, что это – структурная проблема,
связанная с изменением тарифов. Я – сторонник первого подхода.
Увеличения тарифов могут дать сезонные колебания, но в целом по году
инфляция в основном определяется монетарными факторами. Уверен, что если
темпы роста денежной массы, как сейчас, не будут превышать прирост ВВП,
а ЦБ продолжит придерживаться достаточно консервативной денежной
политики, то инфляция не выйдет из-под контроля.
Притока
капитала не будет: во-первых, не предполагается существенного
увеличения экспорта, а во-вторых, происходит ускоренная конвертация
рублевых обязательств российских резидентов в долларовые. Основным
источником средств для наших банков являются западные кредиты, поэтому,
чтобы обезопасить себя, они предпочитают выдавать кредиты в той валюте, в
которой рефинансируются. С точки зрения ЦБ это означает отток капитала.
К такому оттоку надо относиться спокойнее. Коротких рублей в экономике
много, а вот длинных – мало. Длинными существуют только доллары. Стоит
найти более правильный термин для такого оттока».
«Раз Минфин
предполагает не приток, а отток капитала, вполне логично, что он
ориентируется на ослабление рубля, – говорит Антон Никитин из «ВТБ
Капитал». – Да и с макроэкономической точки зрения рубль должен слабеть
по отношению к доллару. В частности, у нас инфляция выше, чем в США».
Главный
экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков, слова которого приводят
«Ведомости», не видит предпосылок улучшения условий для бизнеса,
поскольку помимо государственных институтов это зависит от
макроэкономической политики. Подобные же споры в правительстве – признак
того, что там не все согласовано. Минфин прав: отток капитала будет, но
он и сам этому способствует, отмечает Гавриленков. Имея профицит (около
0,5 трлн руб. к сентябрю), он выступает чистым заемщиком на внутреннем
рынке, и вся эта рублевая ликвидность конвертируется в валюту. «Занимать
на внутреннем рынке по 8% и размещать в резервах под 2-3% имеет смысл,
только если рубль будет слабеть, и если так делает Минфин, то почему
другие должны вести себя иначе?» – задается вопросом эксперт.
Здесь
также вспоминается еще одно обстоятельство. Когда в мае формировалось
правительство, Путин отказался от всех зарубежных встреч, дабы не
отвлекаться от расстановки министров, а его состав не объявляли до
последнего возможного по закону срока. Теперь же министрам раздаются
публичные выговоры, чего прежде не случалось, а проект бюджета
получился, мягко говоря, крайне противоречивым. Возникает вопрос: а так
ли уж тщательно подбирались министры в мае, и прорабатывался ли вопрос
сработанности всей команды в целом?..Александр Романов
Основы управления фрилансерами
Обучающий видеокурс о том, как с помощью фрилансеров освободиться от рутинных дел и быстро выйти на прибыльный уровень!
Вы узнаете, как получать отличные результаты точно в срок и по доступной цене, а также другие секреты успешного аутсорсинга!
|