Недавно фонд
«Общественное мнение» спросил россиян, что они знают об услуге
«интернет-банк». Выяснилось, что 74% не знают ничего или не хотят ее
применять. И лишь 13% респондентов пользуются. Банкиры подтверждают:
спрос на виртуальные банковские услуги невелик, хотя ассортимент
функций интернет-банков растет как на
дрожжах. Маловато
будет Многие эксперты считают, что результаты
опроса ФОМ недалеки от
истины. «Интернет-банкинг для физлиц не получил должного
распространения. В основном это связано с тем, что он часто неудобен и
интуитивно непонятен клиенту. С опросом я в целом согласна, так как
клиент преимущественно использует банк как инструмент получения
зарплату на свою карту», — говорит замначальника управления разработки
технологий розничного бизнеса Пробизнесбанка Мария
Гладких. Но в разных аудиториях статистика может
сильно отличаться. «Если бы
опрос проводился среди банковских клиентов 18—35 лет, об
интернет-банке, скорее всего, слышали бы 74% респондентов», — уточняет
картинку замдиректора департамента карточных и дистанционных технологий
Росбанка Александр Серяков, добавляя, что в банке среди клиентов этой
возрастной группы интернет-банком пользуется подавляющее
большинство. В опрошенных «ЭВ» банках доля пользователей
онлайн-банка среди
клиентов-«физиков» варьируется от 10% до 45%. Аналитик «Инвесткафе»
Екатерина Кондрашова подсчитала, что «средняя температура по рынку»
22—27%. Директор департамента банковских карт
банка «Стройкредит» Владимир Тарико детализирует: для банков, которые
не делают ставку на обслуживание через удаленные каналы, эта цифра
ниже: 5—7%, Эксперт отмечает, что традиционные каналы обслуживания в
нашей стране по-прежнему более приоритетны в основной аудитории
розничных клиентов, но постепенно ситуация будет меняться: в ближайшие
2—3 года число людей, которые не знают и ничего не хотят знать об
услуге онлайн-банкинга, сократится с 74% до 50—60%. «На это повлияет
распространение в России широкополосного доступа к Сети и нарастающее
информирование об услуге в прессе и обиходе», — добавляет начальник
отдела по развитию интернет-банка Альфа-банка Дмитрий
Каштанов. Кому это
надо? Начальник отдела дистанционного банковского
обслуживания банка ВТБ24
Елена Дегтева уверена: интернет-банк пригодится клиенту с любым
банковским продуктом, будь то вклад, кредит, металлический счет,
расчетный счет, кредитная или дебетовая карта. «Кроме информационного
сервиса, с помощью которых клиент всегда может контролировать состояние
и расходы по своим банковским продуктам, интернет-банк дает
возможность воспользоваться операционным сервисом. Например, открыть и
пополнить вклад, погасить задолженность по кредиту, оплатить счета
поставщиков разных услуг», — говорит
она. Специалист обращает внимание, что сейчас в
России сложно найти
розничный банк без услуги дистанционного управления финансами с помощью
интернет-банка. Как сделать
верный выбор? Эксперт портала «Банки.ру» Елена Сударикова
считает, что
«прожиточный минимум» любого интернет-банка обязательно должен включать
следующие услуги: формирование выписки по операциям, платежи за
мобильную связь и другие распространенные сервисы, внутренние и внешние
рублевые переводы. Без этих опций онлайн-банкинг нефункционален.
Претендовать же на «звание» действительно качественного интернет-банка
могут лишь те игроки рынка, которые предоставляют по-настоящему богатый
спектр виртуальных «фишек». Итак, через идеальный виртуальный банк
клиент сможет сделать
мгновенный внутренний и внешний перевод рублей и зарубежной валюты, в
том числе только по номеру карты; оплатить услуги ЖКХ, налоги, штрафы
через обширный список партнеров банка — получателей платежей; связаться
с банком через систему внутренней защищенной переписки; создать
шаблоны регулярных распоряжений; оформить виртуальную карту. Кроме
того, интернет-банк должен по максимуму заменять собой отделение банка,
что подразумевает дистанционное решение таких задач, как
блокировка/разблокировка/выпуск/перевыпуск карты; заявки на увеличение
лимитов по операциям; открытие и закрытие счетов и вкладов; подача
заявок на кредит; подключение/отключение допуслуг вроде
смс-информирования; заказ заверенных банком
документов. Существует ли такое web-банковское чудо?
Елена Сударикова говорит,
что полностью перечисленным выше критериям не соответствует ни один
интернет-банк: «Каждый банк создает систему для определенного типа
пользователя, делая акцент на нужный своему клиенту
функционал». Товар
лицом Опрос примерно десятка банков подтверждает
этот тезис. «Прожиточный
минимум» есть у всех интернет-банков, но каждый выделяет отдельные
преимущества. Так, в Альфа-банке обращают внимание на возможность
моментального пополнения пяти систем электронных денег, мгновенный
вывод средств с электронных кошельков на счет в банке и количество
услуг, которые доступны к оплате через
интернет-банк. ВТБ24 считает уникальной возможность
безналичного снятия денежных
средств с карты любого банка. В Пробизнесбанке преимуществом называют
большой выбор настроек
безопасности. Руководитель экспертной группы банковских
технологий СБ Банка Максим
Волков рассказывает, что выделиться среди конкурентов сайту позволяет
возможность работы
в любой оперсистеме настольного компьютера и ноутбука, будь то Mac OS,
Linux или Windows. «Традиционно программы «банк—клиент» работают
только под OS Windows, и пользователю — компании или физлицу — часто
нужно иметь хотя бы один компьютер с этой оперсистемой или
устанавливать ее на компьютере параллельно с действующей, что
неудобно». Начальник отдела развития альтернативных
каналов продаж
Райффайзенбанка Татьяна Белозерова подчеркивает, что важное место в
интернет-банке занимает валютные переводы за рубеж и обмен валют: «Не
все российские банки акцентируют внимание на подобных операциях и могут
их считать своим «коньком». Мошенников бояться — в Интернет не
ходить Воришки, которые виртуозно воруют деньги с
электронных счетов
банковских клиентов, сворачивать «деятельность», похоже, не собираются.
«Активность мошеннических операций в интернет-банкинге в целом по
рынку постоянно возрастает», — говорит Валерий Торхов. Как часто
происходят мошенничества на рынке? «Примерно одно на 100 тыс.
клиентов», — подсчитал Максим Волков. Банкиры неохотно разговаривают на
тему онлайн-хищений и в большинстве своем утверждают, что либо не
сталкивались с ними, либо речь идет о единичных случаях. «Уровень
безопасности интернет-банка я могу оценить как 100%, эта цифра вполне
достижима, если пользователь соблюдает простые правила безопасности — те
же, что и при работе в сети Интернет», — уверяет Дмитрий
Каштанов. Правила эти простые — своевременное
обновление лицензионных
антивирусных программ, использование виртуальной клавиатуры,
конфиденциальность платежной информации. Но во многом уровень
защиты
от web-преступников зависит вовсе не от клиента. «Чтобы «на глазок»
оценить безопасность интернет-банка, нужно уточнить в кредитной
организации, предоставляет ли она услугу подтверждения операций
одноразовым паролем. Важно, чтобы банк также фиксировал не только
телефонный номер, привязанный к онлайн-банку, но и идентификационный
номер сим-карты», — советует Елена
Сударикова. Кстати, повышение безопасности web-банкинга
эксперты называют одной
из важнейших точек роста этого сегмента. Среди других тенденций
Владимир Тарико, к примеру, называет интеграцию базового функционала с
социальными сетями, расширение списка получателей услуг, создание
финансового дневника-планировщика клиента в системе онлайн-операций.
Управление личными финансами в интернет-банке, — вообще одно из самых
свежих веяний рынка. «Эта услуга помогает планировать клиентам свой
бюджет», — объясняет Сударикова, называя в числе банков, которые
внедряют такие системы, СМП банк, ТКС-банк, банк «Связной», Альфа-банк и
«Сбер».
Екатерина
Александрова
Компания "Gamma
Investment "Corporation”
предлагает услуги по
управлению капиталом на высокодоходном инвестиционном рынке
"Forex”.
Высокий уровень
доходности,
Гарантия сохранности
инвестированных средств,
Открытие вклада от
1000 рублей.
Регистрация>>
|