Счетная палата проанализировала бюджетные траты - от Сочи до Владивостока В «Новой газете» № 2 мы рассказали о том, что Счетная палата, как ей и
положено по закону, подготовила годовой отчет перед Федеральным
собранием. В открытых источниках тогда фигурировала звучная цифра - 718
млрд бюджетных рублей, потраченных с разнообразными нарушениями. Однако
полный текст документа, с которым нам удалось ознакомиться, изобилует и
другими интереснейшими фрагментами - с точки зрения как собственно цифр,
так и выводов аудиторов. Наиболее проблемными оказались те сферы
деятельности, которые находятся под самым пристальным вниманием
государства: макроэкономика, федеральные целевые программы, сочинская
Олимпиада и саммит АТЭС во Владивостоке, национальная оборона и жилье
для военных. Документы, подобные отчету Счетной палаты, хороши тем, что позволяют
увидеть реальную картину без какой-либо политизации (про- или
антиправительственной). Благодаря этому заезженный термин
«неэффективность бюджетных расходов», смысл которого от частого
употребления выхолощен до уровня «коррупции» или «инноваций», снова
приобретает прикладное значение. Для начала о том, что означают те самые 718 млрд рублей, из чего они
складываются: «Наибольшая доля выявленных нарушений приходится на
неисполнение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации (356,3
млрд рублей). Установлены нарушения законодательства о размещении
заказов для государственных и муниципальных нужд на сумму 238,5 млрд
рублей. Нарушения в сфере казны и оборота федерального имущества
составили 15,6 млрд рублей, нарушения законодательства о бухгалтерском
учете и финансовой отчетности - 65,5 млрд рублей. Объем нецелевого
использования бюджетных средств составил 1181,4 млн рублей.
Неэффективное использование бюджетных средств составило 511,4 млрд
рублей». Все это - нарушения различных законов РФ, допущенные чиновниками,
если угодно, материальное выражение еще одного замыленного, но исходно
точного термина «правовой нигилизм». Более 1 миллиарда рублей ушли
налево, вдвое меньше - были потрачены зря. Макроэкономика Счетная палата занимается не только поиском фактических нарушений, но
и анализом бюджетной системы и экономической политики государства. И
вот какие любопытные тенденции подметили аудиторы. «Объем государственного долга РФ увеличится с 13,2% ВВП в 2012 году
до 15,7% ВВП в 2014 году и составит 11,4 трлн рублей, <...> в
основном за счет роста государственного внутреннего долга. Расходы по
обслуживанию государственного долга увеличатся с 350,7 млрд рублей (0,7%
ВВП) в 2011 году до 579,2 млрд рублей (0,8% ВВП) в 2014 году, или в 1,7
раза. Объем указанных расходов существенно превысит бюджетные
ассигнования, направляемые в 2014 году на жилищно-коммунальное
хозяйство, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию, физическую
культуру и спорт, средства массовой информации в целом (273,3 млрд
рублей), образование (499,5 млрд рублей), здравоохранение (461,8 млрд
рублей)». Конечно, показатель отношения госдолга к ВВП в 15,7% - очень низкий
(у США, к примеру, он недавно перевалил за 100%, а у Италии составляет
120%). Но весьма настораживают агрессивные темпы его роста. Во-первых,
потому, что это очевидным образом ставит под вопрос сбалансированность
государственных финансов (если у тебя все хорошо, зачем лезть в долги?).
А во-вторых, пик заимствований приходится на относительно благополучный
период. Государство забирает ликвидность с внутреннего рынка, и при
ухудшении ситуации (например, вторая волна кризиса) занять будет уже
негде. А вот платить за уже привлеченные деньги - придется. Потому-то аудиторы и задаются вопросом: зачем нужно привлекать такие
суммы, имея профицитный бюджет? Тем более что риски для финансовой
системы не ограничиваются и даже не определяются ростом займов
государства. Если прибавить сюда корпоративный долг, ситуация выглядит
хуже: «Объем совокупного внешнего долга <...> по состоянию на 1
июля 2011 года составил 538,6 млрд долларов США (28,3% ВВП) и превысил
на 14,1 млрд долларов США объем международных резервов РФ». То есть частный сектор должен больше, чем государство. Такая же
ситуация сложилась накануне кризиса 2008 года, и тогда правительству
пришлось рефинансировать крупнейшие компании, чтобы не допустить их
перехода под контроль иностранных кредиторов. Но второй раз фокус не
удастся, потому что теперь у государства нет свободных денег - само
вовсю занимает. И тогда в полный рост встанет вопрос о том, насколько
рациональны были антикризисные мероприятия первой волны. Стройки Теперь можно поговорить и об эффективности бюджетных расходов (под
которые, в частности, привлекаются займы), например о федеральных
целевых программах. «При проверке реализации ФЦП установлено
невыполнение в утвержденные сроки запланированных целей, задач и
результатов. Из 1036 строек и объектов Федеральной адресной
инвестиционной программы (далее - ФАИП), предусмотренных к вводу в 2010
году, введены в эксплуатацию 354 стройки и объекта, или 34,2%, при этом
техническую готовность менее 50% имели 1345 строек и объектов, или 66%». Две трети государственных строек недалеко ушли от стадии котлована.
Из этого не следует, конечно, что их не стоило затевать, но очевидно:
весь менеджмент процесса, и структурно, и по персоналиям, нужно менять, и
срочно. В приоритетных мегапроектах ситуация выглядит лучше. Но какой ценой?
Благодаря отчету СП мы наконец узнали реальную стоимость сочинской
Олимпиады - 1,3 трлн рублей. При этом, несмотря на ударные темпы стройки
спортивных и инфраструктурных объектов, аудиторы нашли слабое место -
свалки. К 2014 году на территории олимпийского Сочи их вообще не должно
быть (это наш заявленный международному сообществу принцип - ноль
отходов). Но строительство мусоросжигательных заводов и рекультивация
полигонов ТБО как-то не задались. В итоге было принято креативное
решение - перенос сочинских свалок на соседние территории Краснодарского
края. Хорошо иметь большую страну! Саммит АТЭС теоретически обойдется в двое дешевле Олимпиады - в 612
млрд рублей, - но стоимость строительства оказалась выше заявленной в
4,5 раза (так что сочинские рекорды надо будет фиксировать через пару
лет). При этом во Владивостоке «при высоких темпах финансирования по
ряду объектов наблюдается отставание от графиков строительства, которое
составляет от 1 до 7 месяцев». Впрочем, еще меньшую эффективность в строительстве демонстрирует
Минобороны: «За первое полугодие 2011 года установленные задания были
исполнены только на 19,3%. <...> Из подлежащих вводу в 2011 году
366 строек и объектов за полугодие было введено только 29 объектов
(7,9%). Несмотря на принимаемые Правительством Российской Федерации
беспрецедентные меры, направленные на решение проблемы обеспечения
военнослужащих жилыми помещениями, количество нуждающихся в постоянном
жилье по состоянию на 1 декабря 2011 года составляло 56,4 тыс. человек». Мелкие шалости Дорогой и неэффективной оказывается внешняя политика. Например, мы
влили в бюджет братской Абхазии почти 10 млрд рублей, это более 70%
бюджета республики. При этом на реализацию комплексного плана развития,
под который выделялись деньги, истрачено только 3,6% от общей суммы.
Есть к чему стремиться нашим чиновникам! По линии МИДа в 2008-2009 годах неожиданно выбыли из собственности РФ
(красивый эвфемизм, правда?) объекты недвижимого имущества стоимостью
более 171 млн рублей. Госнаркоконтроль якобы потратил 1,1 млн рублей на просветительские
буклеты и еще без малого 400 тысяч - на агитацию в интернете. А
документального подтверждения эти расходы не нашли. Есть и нарушения, которые не выражаются в прямых бюджетных потерях.
Например, Минтранс просто не выпустил регламентирующего документа о
безопасности автомобильных коммерческих перевозок (грузовых и
пассажирских), после того как предыдущая бумага утратила силу. А
смертность на дорогах у нас вчетверо выше, чем в странах Западной
Европы. Кстати, и штат ГИБДД укомплектован менее чем на две трети (хотя
люди получают «внебюджетное финансирование»). В отдельных регионах услуги ЖКХ подорожали на 60% больше, чем предписано федеральными нормативами. Государство вообще никак не контролирует отчисление части доходов
организаторов лотерей на всякие благотворительные мероприятия, для
реализации которых они вроде как проводятся. А ректоры вузов пилят фонд заработной платы в ущерб доходам рядовых преподавателей. Словом, отчет Счетной палаты представляет собой даже более точный и
объемный источник информации о коррупции, халатности и разгильдяйстве,
чем, например, проект «РосПил». Чем не материал для оригинальных плакатов на шествие 4 февраля? Алексей Полухин
Бесплатный е-мэйл миникурс по компьютерной безопасности
Бесплатный авторский электронный журнал от Михаила Зуева по теме компьютерной безопасности!
|