Не видеть
систематического и целенаправленного уничтожения нашего образования
сегодня можно лишь намеренно. В этой ситуации писать открытые письма
президентам и министрам - только унижать самих себя. По сути, остается
одно: выходить на улицы, отказываясь работать под началом такого
министра, как Ливанов и по таким порочным законам, как принятый недавно
под новогодний шумок закон «Об образовании». Но я, честно говоря, в
гражданскую активность и даже простое чувство самосохранения нашей
интеллигенции давно не верю.
На улицы с организованными
протестами она, похоже, не выйдет никогда. И найдет, как всегда, кучу
оправданий своей гражданской трусости, начиная с мифической
«оранжево-болотной угрозы» и заканчивая недопустимостью «разрушения
основ российской государственности». Хотя, казалось бы, о какой угрозе
идет речь? Ничтожные кучки выходящих сегодня митинговать за
«каспаровыми» и «навальными» показывают степень «авторитетности»
либеральной идеи в нашем обществе. А, с другой стороны, принятый властью
«Закон об образовании» (вкупе с награждением орденами либеральных
авторитетов из Высшей школы экономики) доказывает, кто на самом деле
представляет главную угрозу для нашего государства.
Спрашивается: что делать, если народ несчастлив, но, как всегда,
безмолвствует? Можно ли хоть что-то противопоставить политике разрушения
образования? Прежде чем предложить ответ на этот вопрос, я хотел бы
обратить внимание на более тонкие, почти садистские методы, с помощью
которых уничтожается наша Высшая школа. Имя им - предельная
формализация и бюрократизация педагогического процесса, когда кроме
заполнения бесчисленных бумажек и отчетов времени у доцента и профессора
больше ни на что не остается - ни на живое общение со студентами, ни на
науку. И это при ежегодном росте аудиторной нагрузки.
Чем,
например, занимается сегодня преподавательская братия абсолютно всех
российских вузов? Составлением рабочих программ по учебным направлениям и
профилям в соответствии с министерскими бакалаврско-магистерскими
Государственными стандартами образования третьего поколения. По моей
кафедре философии, обслуживающей деятельность аграрного вуза, таких
разных рабочих программ по всем факультетам накопилось около полусотни.
Объем каждой рабочей программы - не менее 60-70 страниц, где, помимо
стандартного учебного плана, списка литературы и электронных
информационных ресурсов, надо непременно прописать, какие компетенции
(идиотизм так называемого «компетентностного подхода» - это вообще
отдельная тема) Госстандарта по тому или иному направлению твой предмет
конкретно закрывает. Кроме этого, должны быть указаны вопросы к
зачету, к экзамену и для самоконтроля студентов, а также темы возможных
контрольных и рефератов. Помимо этого, должно быть приведено несколько
вариантов тестов, перечислены «современные» методы ведения занятий (с
указанием их точного количества) - типа «лекции-визуализации» или
«групповой дискуссии»; указано, какие у тебя есть технические средства и
учебные площади для успешной реализации данной программы, сколько в
библиотеке книг и в каком количестве по соответствующей тематике и
т.д. Все это должно быть согласовано со всякими там методическими
комиссиями, подписано руководством вуза, отпечатано и строго
распределено по кафедральным папочкам.
Особо гениальное
требование касается «свежего» года выпуска книг - для гуманитарных
дисциплин не позднее 5 лет. То есть, если диалоги Платона изданы в 2007
году, то пользоваться ими в 2013 году, по мысли разработчиков, уже никак
нельзя. И все эти бесчисленные рабочие программы, которые, естественно,
никак и нигде не будут использовать в реальной педпрактике ни
студенты, ни преподаватели (думаю, их не будут серьезно смотреть даже
проверяющие министерские инстанции!), надо обновлять каждый год!
Но в чем тогда цель этой бессмысленной канцелярской работы, навязанной
чиновниками всей нашей Высшей школе? Да предельно простая: так
убивается самое главное, на чем от века стояла и стоит вузовская жизнь -
любовь преподавателя к своему предмету и к студенту. Но любовь к знанию
и истинное бытие-в-знании могут быть только свободными. И без этой
академической свободы - свободы любить свой предмет, свободы познавать и
дарить полученное знание - не будет никакого «качества образования»,
никакой продуктивной вузовской науки, никакой рациональной организации
педагогического процесса и никакого уважения достоинству преподавателя.
Доказать это чрезвычайно просто: изобретение всевозможных критериев
качества образования и центров по контролю за ним - прямо
пропорционально неуклонному падению этого качества.
Ну, а
требование от преподавателей обязательных публикаций в ВАКовских
изданиях привело к созданию многочисленных журнальных «кормушек» и валу
научной халтуры. Желательность ссылок на твои статьи в тех же ВАКовских
журналах - к массовому бессмысленному цитированию друг друга, а принцип
годового премирования по таким сугубо формальным критериям - к ложной
конкуренции в преподавательской среде.
Словом, современная
тотальная формализация и бюрократизация образования, прямое
государственное свертывание университетской автономии - это, в сущности,
целенаправленное уничтожение творчества в вузе и унижение личного
достоинства преподавателей.
Возвращаюсь теперь к извечному
нашему вопросу, «что делать?». Если нет воли и мужества прямо защищать
свои права и профессиональное достоинство в судах и на улице, значит
надо делать то, что мы в России умеем лучше всех - спускать все
«реформы» сверху на тормозах снизу. Продолжать преподавать так, как нам
диктуют совесть и профессиональный долг. И не бояться говорить студентам
правду. И не бояться писать правду в научных и публицистических
статьях. И любить свой предмет вопреки всем временщикам-чиновникам. И
объединяться вокруг благих и правых дел, пусть самых малых. И, наконец,
не питать никаких иллюзий по поводу деклараций о каких бы то ни было
«реформах». А что касается самих горе-реформаторов из той же Высшей
школы экономики, то полезно вспомнить слова Н.А. Бердяева об одном из
героев «Бесов» Ф.М.Достоевского: «Одержимость ложной идеей превратила
Петра Верховенского в нравственного идиота».
Иванов А.В., д.ф.н., проф. Алтайского государственного аграрного ун-та Источник: za-nauku.ru
|