Тарифы ЖКХ для многих являются неподъемными уже сейчас, а впереди ещё подорожание... и ещё...
Неплатежи
коммунальщикам были особенно распространены в лихие девяностые. С тех
пор прошло много времени, и, казалось бы, они должны почти исчезнуть на
фоне общего роста «стабильности». Но они существуют и поныне. Более
того, неплатежи увеличиваются каждый год. Общий долг потребителей всех
категорий по платежам за газ, электричество и воду превышает сейчас 300
млрд руб., подсчитало коллекторское агентство «Секвойя кредит
консолидейшн».
Социальный портрет современного неплательщика
выглядит так: женатый мужчина или разведенная женщина 40-45 лет со
средним либо средним специальным образованием. А уклоняется от платежей
он на протяжении 10-12 месяцев подряд, накопив за это время 30 000 – 40
000 руб. задолженности, пишет «Российская газета».
Каждый год
добавляет в «копилку» неплатежей еще 50-55 млрд руб. В первом полугодии
2012 года долг населения коммунальщикам превышал 170 млрд, и в нем
преобладала неуплата за отопление и горячее водоснабжение.
Рост
задолженности населения прибавил работы коллекторам, услугами которых
ранее пользовались преимущественно банки. Теперь же к ним обращаются
управляющие компании, ТСЖ, а также крупные игроки сферы ЖКХ
регионального и федерального уровней. Уже сейчас эксперты оценивают долю
проблемной задолженности, переданной на взыскание коллекторам, в
10-15%.
Впрочем, это не означает, что взыскано будет все. В
Федеральной службе судебных приставов говорят, что задолженность по
«коммуналке» на стадии исполнительного производства в первом полугодии
2012 года составила 41,6 млрд руб., но взыскать удалось только 6,4 млрд,
что равно лишь 15% от находившихся на исполнении долгов.
Данная
ситуация может означать лишь одно: тарифы ЖКХ для многих являются
неподъемными уже сейчас. И возникает логичный вопрос: зачем
коммунальщики с разрешения властей гонят их и дальше вверх при таком
уровне неплатежей? Состоявшееся в июле и ожидаемое в сентябре повышение
тарифов лишь увеличит объем задолженности, прогнозируют эксперты.
На
этом фоне коммунальщики применяют всевозможные экзотические инициативы
для усиления воздействия на должников. Так, ранее сообщалось, что в
Екатеринбурге принялись рассылать злостным неплательщикам квитанции
желтого и красного цветов: желтого – при задержках платежей более трех
месяцев, красного – более полугода. Ставка на цветовые рефлексы граждан,
воспитанные светофором, оказалась неожиданно эффективной: задолженность
стала сокращаться.
Рекорды по неплатежам за электричество и газ
бьет Северный Кавказ, где сумма задолженности превышает 60 млрд руб.
Правда, там она формируется иным путем. Считается, что деньги оседают у
компаний-перепродавцов, влиять на которые невозможно из-за того, что они
частные и не имеют единого центра управления. Также в регионе завышены
нормы потерь электроэнергии в сетях. В РФ в целом норма составляет 15%, а
в Ингушетии – 40%, в Чечне и Дагестане – 35%. «Потери» же означают
несанкционированные подключения к сетям, что является не чем иным, как
воровством.
Прежде «Новый Регион» приводил подсчеты «Газпрома»: в
среднем население Северо-Запада России оплачивает 99% потребляемого
газа, тогда как Кавказ в целом – всего 68%. При этом кавказские
неплатежи фактически покрываются остальным населением РФ, в т. ч. за
счет опережающего роста тарифов.
Проблема неплатежей в СКФО
обсуждается ежегодно. Эксперты рассуждают о необходимости возделывать
«правовое поле» в этом регионе, а федеральные чиновники и госмонополии
грозят всякими строгостями, но воз и ныне там, а неплатежи год от года
растут более быстрыми темпами, чем в остальной России. Только иногда
жители СКФО, а также организации-потребители и посредники подвергаются
«охоте» на должников, да и то лишь в Чечне и только отдельные должники.
Раз
уж речь зашла о долгах населения, нельзя обойти вниманием и еще одну их
часть – связистов. С начала 2012 года задолженность составила 3,6 млрд
руб., продемонстрировав прирост на 27%, говорят данные долгового
агентства Morgan&Stout. А общий объем просроченных платежей за
телекоммуникационные услуги по итогам первого полугодия 2012 года
выражается цифрой 16,7 млрд руб.
Здесь, правда, поставщики услуг,
прежде всего мобильные операторы, виноваты сами: в погоне за
расширением своей доли рынка они принялись отпускать услуги в кредит.
Слово же, как оказалось, не воробей, выпустишь – не поймаешь. И не
столько слово, сколько плату за него. Видимо, расчет операторов строился
на том, что Россия – одна из немногих стран в мире, где сим-карты до
сих пор продаются по предъявлении паспорта. Но некоторым и паспорт не
указ. Пока, правда, неплательщиков не так много – от 7 до 10%. Не
заплатив деньги, они просто меняют номера, сообщает «Бизнес ФМ».
Но
в будущем доля неплательщиков может увеличиться за счет облегчения
условий получения кредитного лимита. Он теперь стал доступен как молодым
людям с небольшим стажем пользования мобильной связью, так и трудовым
мигрантам. Именно от последних эксперты ожидают нарастания проблемной
задолженности с призрачными перспективами возврата. Прибегнув к
оформлению «симок» по утерянным паспортам, мигранты могут преподнести
«подарок» ничего не подозревающим россиянам, с которых затем станут
требовать за чужие переговоры со странами-поставщиками рабочей силы.
Свою лепту в рост телефонной задолженности вносят и звонки на платные
развлекательные номера, где рассказывают анекдоты, но берут за это
изрядные деньги. Любители «погреть уши» потом оказываются неприятно
удивлены размером платы за это. Романов Александр
|