Если уж на федеральных трассах
нет порядка (неслучайно они попали в число финалистов нашего конкурса),
то что говорить о всех остальных! Большая часть (63,5%) дорог регионального значения не соответствует
нормативам, рассказал «АиФ» Игорь Старыгин, гендиректор российской
ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами
«РАДОР». В Федеральном дорожном агентстве Минтранса РФ (Росавтодор) в
первую очередь сетуют на недостаточное финансирование. В Китае,
например, в транспортную инфраструктуру инвестируют 6,1% ВВП в год, а у
нас только 2,2%. Деньги в Росавтодоре предлагают собирать с
автовладельцев - по факту владения автомобилем и по реальному пробегу, а
также за счёт повышения акцизов на бензин. Большие надежды возлагаются на дорожные фонды (см. справку), где эти и
другие сборы аккумулируются. Копилка федерального дорожного фонда
должна расти год от года и к 2014 г. составит 477 млрд руб. В
региональных фондах по всей стране в 2012 г. соберут около 390 млрд
руб., а в 2013 г. - 470 млрд руб. Из этих денег уже в текущем году
значительную часть отправят на ремонт деревенских ухабов. По словам
замминистра транспорта РФ Олега Белозёрова, на их строительство и
содержание будет выделено 20 млрд руб. «Это огромная цифра, которая
никогда не направлялась на сельские дороги вот таким целевым образом», -
говорит О. Белозёров. Кроме того, 5% своих фондов регионы ежегодно
будут тратить на оборудование подъездов к сёлам - ведь 46 тыс. из них
отрезаны от остальной России - к ним невозможно проехать в любое время
года. Но отчитаться о том, сколько денег закатано в асфальт, - мало. Иначе
получается, как в Кедровом, - миллионы выделяют, а грязи всё больше.
Если бы этого было достаточно, то не приходилось бы уже через несколько
месяцев ремонтировать недавно реконструированные трассы, не появлялись
бы на них колеи и ямы. Кто и как будет контролировать расход средств из фондов? В конце
прошлого года Минфин выступил с инициативой привлечь к этому процессу
водителей и пешеходов. Предполагалось запустить специальный сайт и
выкладывать на нём сметы строительства, отчёты о том, как тратятся
собранные с граждан налоги. Но в «Росавтодоре» к идее отнеслись
критично. Сайт работу так и не начал. Очевидно, что система подбора властями подрядчиков для строительства
дорог страдает теми же болезнями, что и вся сфера госзакупок (см.
интервью главы Счётной палаты С. Степашина на с. 3). Чаще всего по
результатам торгов выигрывают компании с более простыми и дешёвыми
проектами. Трассы от этого, понятно, ровнее не становятся. И хорошо ещё,
если фирма не пропадёт, «освоив» часть выделенных средств и оставив
жителям недоделанную дорогу. Когда до участия в тендере допускаются
«однодневки», о каком «гарантийном» договоре с дорожниками может идти
речь? Кроме того, нужно обновить стандарты строительства с учётом
современных материалов и технологий. Установить чёткие нормативы, не
оставив чиновникам и подрядчикам места для фантазий. Их соблюдение
необходимо контролировать в течение всего хода работ. СПРАВКА В марте 2011 г. Госдума приняла закон об учреждении
федерального дорожного фонда. В 2011 г. его размер составил 387 млрд
руб. Главные источники финансирования - федеральный бюджет (254 млрд
руб. плюс ежегодная индексация по инфляции) и акциз на бензин, дизельное
топливо и масла. Средства направляются на проектирование, строительство
и капремонт автотрасс. С 2012 г. в субъектах формируются региональные
дорожные фонды. От редакции За время этой акции редакция «АиФ» обращалась к теме более 10 раз
(см. №№ 38, 42, 43, 45, 48, 49, 50, 51 за 2011 г., №№ 1-2, 3, 4, 5, 6 за
2012 г.). Практически каждое региональное приложение «АиФ» (а их более
60!) проинспектировало местные дороги вместе с экспертами отрасли. В
голосовании приняли участие 8104 человека. Нельзя сказать, что наше с
вами возмущение не было услышано. В московскую и в региональные редакции
писали и звонили руководители дорожных служб, угрожали судами,
приглашали на «круглые столы», конференции. И везде нам рассказывали,
что мы неправильно всё понимаем и не так тему освещаем. Например, в
России ежегодно температура воздуха переходит за 0 градусов около 50
раз, и у асфальта нет шанса остаться целым (почему же у канадцев всё
хорошо?). Или нашиГОСТы настолько хороши, что по ним строят мосты
американцы (а наши мосты почему горят или рушатся?). Иногда прорывалось и
такое: чтобы привести дороги в нормальное состояние, нужно повысить
цену бензина в 2 раза (почему у нас бензин стоит почти столько же,
сколько в Европе, а дороги намного хуже?), а транспортный налог - в 3
раза. И не пеняйте дорожникам на коррупцию, потому что крадут в России
все! «АиФ» продолжит освещать эту тему. На сайте aif.ru/dorogi мы и дальше
будем публиковать фотографии колдобин. Кроме того, мы надеемся, что на
наши вопросы в ближайшее время ответит глава Росавтодора А. Чабунин.
|