В России на образование тратится в 3 раза меньше, чем в Бразилии. Весь прошлый учебный год начальная школа уже жила по новым
стандартам. Стандарты в старшей только недавно приняты и будут вводиться
в течение нескольких лет. Цели самые благие: научить детей активно
мыслить, а не просто воспроизводить изложенное в учебнике, уметь
сотрудничать друг с другом, применять в жизни полученные знания, искать
источники информации и т. д. Но опыт нашей страны уже не раз доказывал:
то, что на бумаге, - это одно, а жизнь другая. Стандарты, призванные
улучшить жизнь детей, написаны. Но об их реализации никто не
позаботился.
«…У нас в первом классе из расписания убрали
английский и логику, сославшись на то, что дети очень устают. Но
оговорились, что эти занятия можно вернуть как кружки за деньги».
«В нашей школе в 4-м классе новый предмет «Основы религии» включили за счёт одного часа русского языка».
«Школы
обязали ввести третий урок физкультуры в неделю. Но на новый спортзал
денег не дали. Теперь дети во время занятий чуть ли не на головах друг у
друга стоят. Зал поделён на четыре части, в каждой занимается класс по
25 человек».
«А нам уже объявили, что факультативы по математике
теперь будут платными. Но тут же посоветовали детей на них не
записывать: учитель, мол, с них будет иметь копейки, и никакого интереса
брать на себя дополнительные часы у него нет. Берите репетиторов - и
вам пользы больше, и учитель нормальные деньги получит». Может, родители чего-то не понимают? Но, видимо, не только они. Большая загадка
«В случае со стандартами
повторяется ситуация, как с известными СанПиНами (напомним: на каждого
ученика в классе должно быть не менее 2,5 кв. м, продлёнка возможна
только при наличии помещений для сна - отдельных для мальчиков и
девочек, школьная территория должна быть озеленена не менее чем
наполовину, актовые залы - иметь артистические уборные и т. д. - Ред.):
изложены прекрасно, но как школы их будут реализовывать - большая
загадка, - говорит Олег СМОЛИН, первый зампред Комитета Госдумы по
образованию. - Чтобы реализовать всё написанное в стандарте, нужно
оснастить школу мультимедийным оборудованием (стоимость одной только
интерактивной доски - от 1 до 3 млн руб. - Ред.), подготовить учителей,
закупить учебники и т. д. Однако в бюджете на образование в этом году
сохранили уровень прошлого года - 3,8% от ВВП, а по данным Общественной
палаты, тратится и того меньше - 3,5%. Это половина от того, что нужно!
Тем не менее на последнем заседании Комитета по образованию министр Д.
Ливанов уже заявил, что увеличение финансирования хотя бы до 7% пока
невозможно. В СССР это было возможно, в Европе возможно, а в России это
«популистский проект». В Бразилии, которая считается развивающейся
страной, уже приняли решение финансировать образование на 10% от ВВП. К
чему это приведёт? Вариантов несколько. Первый: проверяющие органы будут
закрывать глаза на то, что многое не соответствует стандартам. Вариант
второй: директоров школ будут штрафовать, а те в свою очередь попытаются
вытянуть деньги с родителей. Вариант третий: директора будут искать
возможность задобрить проверяющих. Но приемлем только один вариант -
наращивание финансирования. Стандарты связаны с новым законопроектом (на
рассмотрении в ГД) «Об образовании», который предполагает расширение
экономической самостоятельности школ, но и ликвидирует финансовые
гарантии бюджета. При самых благоприятных пожеланиях стандарты будут
способствовать свёртыванию системы бюджетного образования и нарастанию
платности в школах». Вместо русского...
Так что теперь, дорогие
родители, не удивляйтесь тому, что многие занятия вам предложат за
деньги, и тому, что вместо русского или иностранного в 4-м классе ваш
ребёнок будет изучать «Основы религиозных культур».
«Помимо
учебной программы, рекомендованной сверху, каждой школе даётся один
дополнительный час, который она может потратить на то, что считает
нужным, - объясняет Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор Центра образования
«Царицыно» № 548 Москвы, народный учитель России. - Большинство тратило
на самое трудное - русский язык, где-то математику. Теперь, видимо,
вынуждены будут отдать его религии. Кроме основной программы стандарты
обязывают школу проводить ещё 10 часов в неделю дополнительных
внеурочных занятий. На все 10 денег не дают. Говорят: ищите сами. При
этом школы ещё обязали и увеличивать зарплаты учителям. Исхитряются, кто
как может. Большинство выходит из положения на основе эксплуатации
учительского подвижничества: вы там что-нибудь придумайте, а мы
подумаем, нужно ли вам за это заплатить. Но учителя выкрутятся - среди
педагогов осталось немало энтузиастов».
Интересно: почему одни придумывают, где-то недодумывают, а выкручиваться должны учителя и родители? Юлия Борта
Компания "Gamma Investment "Corporation” предлагает услуги по управлению капиталом на высокодоходном инвестиционном рынке "Forex”.
Высокий уровень доходности,
Гарантия сохранности инвестированных средств,
Открытие вклада от 1000 рублей.
Регистрация>>
|