РПЦ активно
пропагандирует миф о том, что русский народ «испокон веков» шел на
Крещение Господне купаться в проруби: якобы вода в этот праздник
становится святой, и человек, окунувшийся в ледяную воду, не заболеет. И
сегодня каждый православный считает своим долгом поплескаться в
крещенской проруби.
Любопытно, что свидетельств о том, что это явление носило массовый характер,
нет. Конечно, о самой традиции можно найти упоминания в классической
литературе (например, у Куприна и Шмелёва). Это позволяет говорить о
том, что на Крещение в проруби купались, но тут есть один нюанс.
У
Даля мы находим: В иордани купаются, кто о святках рядился. «Кто о
святках рядился» - то есть, те, кто на святки участвовал в массовых
игрищах, надевал маски, ходил колядовать, словом, грешил, как мог. И
купание в ледяной воде, которая, как принято считать, в крещенскую ночь
становится святой – это такой способ очиститься от грехов. Другим
купаться было необязательно.
Мало кто задумывается над тем,
откуда пошла столь экстремальная традиция. А меж тем она имеет глубокие
корни, уходящие во времена, когда христианством на Руси даже и не пахло.
Славянские традиции купания в проруби восходят к временам
древних скифов, которые окунали своих младенцев в ледяную воду, приучая
их к суровой природе. На Руси после бани любили окунуться в ледяную воду
или прыгнуть в сугроб.
Вообще, купание в проруби - это часть древних языческих инициатических воинских обрядов.
Вековые, а то и тысячелетние народные обычаи и традиции истребить церкви никогда не удавалось. В качестве примера можно привести языческий праздник Масленицу, которую пришлось привязать к началу великого поста.
Церковь,
будучи не в силах побороть языческие обряды, вынуждена была дать им
свое каноническое объяснение - дескать, следуя евангельским мифам,
православные люди повторяют процедуру «крещения Христа в Иордане».
Поэтому купание в проруби в любые другие дни, кроме Крещения, жестоко
преследовалось церковью - как прямое кощунство и язычество. Вот почему
Даль делает оговорку, что «купание» совершалось строго в определенное
время и не всеми.
Историкам известен факт, что Иван Грозный любил
демонстрировать изумленным иностранным послам доблесть и удальство
своих бояр: заставлял их сбрасывать шубы и весело нырять в прорубь,
делая вид, что им это легко и просто. Причем, делал он это не в рамках
православия, а именно в традициях воинских доблестей.
Есть ещё
один любопытный момент: само мероприятие по окунанию в воду, которое
называют крещением, к русскому слову «крест» отношения не имеет.
Согласно
библейскому мифу, Иоанн Креститель при помощи обряда окунания в Иордан
«сосватал» Христу Святого Духа, как до этого сватал его раньше другим
своим последователям. На греческом этот обряд называется ????????
(буквально: «погружение»), от этого слова происходит современные слова «баптисты» и «баптистерий» (место, где крестят).
Русское
слово «крещение» восходит к древнерусскому слову «крес», означающему
«огонь» (корень как в слове «кресало» – огниво, кремень для высекания
огня). То есть, слово «крещение» означает «возжигание». Первоначально
оно относилось к языческим инициатическим обрядам, призванным в
определенном возрасте «возжечь» в человеке «искру божию», которая в нем
есть от Рода. Таким образом, языческий обряд крещения означал (или
закреплял) готовность человека к поприщу (военное искусство, ремесло).
В современном
русском языке остались отголоски этого обряда: «боевое крещение»,
«рабочее крещение». Сюда же можно отнести выражение «работать с
огоньком». Разумеется, что сами обряды инициации отличались в
зависимости от характера крещения: обряды посвящения в бойцы, знахари
или кузнецы были разными. Поэтому слово «крещение» всегда уточняли,
прибавляли слово, поясняющее, на какой статус оно, на какое поприще.
Христиане
же позаимствовали это слово «крещение», добавив к нему своё пояснение –
крещение водой – такое словосочетание часто можно найти в русских
переводах Священного писания. Нашим предкам был очевиден абсурдный смысл
этого выражения – «крещение (возжигание) водой, но мы это
словосочетание воспринимаем уже как само собой разумеющееся.
Сакральный
смысл «крещения» водой как магического обряда заключается в заливании
водой той самой родовой искры (т.е. в христианской трактовке - от
ветхого Адама, а по сути - от Диавола, от Природы) и замена ее Святым
Духом, который спускается на него непосредственно сверху. Т.е.
«крещаемый водой» этим обрядом как бы отрекается от своих корней, от
своей земной природы - отрекается от Рода.
Слово «крест» в
значении нескольких (не обязательно двух) взаимно перекрещенных
перекладин - происходит от слова «крест», означавшего тип кострища
(полений, сложенных определённым образом). Такое название костровой
укладки потом распространилось и на любые пересечения поленьев, бревен,
досок или линий. Оно изначально было (и сейчас является) синонимом к
слову «крыж» (корень, как в слове «кряж» - вывороченный из земли пень с
переплетенными кореньями). Следы этого слова в современном языке
осталось название города Крыжополь (город Креста) и в бухгалтерских
профессиональных терминах «крыжик» - крестик (галочка) в ведомости,
глагол «крыжить» - проверять, сверять ведомости. В других
восточнославянских языках оно так и бытует (в белорусском, например,
«крестоносец» - это «крыжаносец, крыжак»).
Христиане, слили эти
два разнородных, хотя и однокоренных, понятия - крест (на котором
распяли) и крещение (обряд христианской баптизмы), сведя их к слову
«крест» как пересечение линий.
Таким образом, христиане не только
позаимствовали слово для обозначения обряда, но еще и приплели к этому
обряду традицию купания в проруби. Марья Дунаева
|