Вузы не выпускают таких специалистов для дорожной отрасли. В России некому строить мосты и тоннели - об этом сообщили
представители Генпрокуратуры РФ в докладе Госдуме об итогах проверки
состояния региональных дорог в стране и мерах по приведению их в
нормальное состояние. Многие профильные вузы исключили эти специальности
из программы подготовки специалистов. Тем временем, как выяснили
«Известия», отрасль испытывает кадровый голод. - В этом году мы приняли в штат пятерых выпускников, и есть вакансии
еще для троих, - говорит старший инспектор отдела кадров ОАО «УСК МОСТ»
Светлана Воронцова. Компания в настоящее время оплачивает обучение еще
нескольких специалистов, несмотря на риск. - Как только бывшие студенты получают у нас небольшой опыт, их тут же
переманивают другие компании на более высокие оклады, - признается
Воронцова. Дефицит и текучка кадров наблюдаются и у других дорожников. - Нам такие специалисты нужны всегда! - ограничились кратким комментарием в компании УК «Космос-МТ (Мосты и Тоннели)». - Дефицит специалистов мостостроительных специальностей есть. По
нашему мнению, на рынке они нарасхват. Если соискатель подает резюме в
СМИ, то оно актуально максимум два дня - человек сразу находит работу в
профильных компаниях. Нам не хватает таких специалистов, поэтому
зачастую приходится брать их из других специальностей и переучивать, -
говорит представитель питерского ОАО «Мостоотряд № 19» Нелли Есипенко. Еще недавно по специальности 270201 (мосты и транспортные тоннели)
студентов готовили в 31 государственном и муниципальном вузе России. В
Московском госуниверситете путей сообщения (МИИТ) их готовят
по-прежнему. - У нас ежегодно только один покупатель готов забирать от 8 до 12
выпускников. И таких компаний-покупателей ежегодно до 80, - рассказал
«Известиям» помощник директора Института путей, строительства и
сооружений МИИТ Андрей Кирста. О популярности этой профессии говорит и
конкурс - 550-580 заявлений на 50 мест. Но готовить больше специалистов в
вузе не могут из-за образовательного плана, присланного из Росжелдора -
ведомства, курирующего МИИТ. В вузах, подчиняющихся Минобрнауки, проблема с мостостроителями. «На
специальность 270201 с 2011 года приема нет в связи с переходом на
уровневую систему высшего профессионального образования», - гласит
объявление на официальном сайте Тихоокеанского госуниверситета. В Минобрнауки России «Известиям» сообщили, что переход к 2011 году на
уровневое высшее образование потребовал новых перечней специальностей. В
перечень направлений подготовки, по которому можно получить
квалификацию «специалист» (полный курс вуза с защитой диплома),
специальность 270201 не попала. В Московском автодорожном институте студентов на мостостроительную
специальность набрали и в нынешнем году, но по какой программе их
обучать, пока не знают: «С этим никак не определятся в Минобразования», -
говорят на кафедре мостов и тоннелей МАДИ. - Вузы вправе самостоятельно вводить в образовательные программы иные
дисциплины, непосредственно связанные с будущей профессией обучающихся,
- пояснили «Известиям» в пресс-службе Минобрнауки РФ. Но отметили, что
такие изменения возможны только после принятия утверждения их ведомством
федеральных государственных образовательных стандартов по
соответствующему направлению подготовки (специальности). У компаний-подрядчиков такая идея энтузиазма не вызывает. - Эта работа требует повышенной ответственности от специалиста и,
значит, более серьезной подготовки, большего объема знаний, - считают
кадровики из ОАО «УСК МОСТ». По данным Минобрнауки, обучение мостостроителя в госвузе обходится
бюджету примерно в 50 тыс. рублей за учебный год. Сегодня в Москве, судя
по объявлениям на рекрутинговых сайтах, инженеру такой специальности
предлагают месячный оклад 60-80 тыс. рублей. Сергей Лебедев
|