По словам премьера, для реализации предвыборных инициатив отдельные расходы бюджета могут быть сокращены.
Как
и следовало ожидать, за «аттракцион неслыханной предвыборной щедрости»,
устроенный фаворитом (а теперь уже и победителем) президентской гонки,
скорее всего, заплатят сами избиратели, которых в очередной раз лихо
«прокатили» постановщики электорального шоу. Для того, чтобы обосновать
«священное право» «невидимой руки рынка» снова залезть в карманы
«обманутых вкладчиков» избирательных урн, авторы
«Стратегии-2020», похоже, готовы взять на вооружение известный принцип
сохранения энергии (в данном случае – в ее денежном эквиваленте). В
либеральной трактовке, надо сказать, он звучит предельно парадоксально,
если не сказать издевательски: чтобы увеличить бюджетные расходы на
социальные выплаты, их нужно предварительно…сократить.
«Как
согласуются обещания Путина с политикой, которую он будет проводить
после вступления в должность президента», в условиях, когда «хорошего
экономического роста мы не фиксируем», а «проблемы будут нарастать»? Как
пишет «МК», этим отнюдь не риторическим вопросом задается научный
руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин. И сам же дает ответ: согласовать
реальность с обещаниями поможет «бюджетно-налоговый маневр». Суть
которого в предельно общем, лапидарном выражении заключается в том,
чтобы сначала залезть в карманы налогоплательщиков, а затем с помощью
извлеченных средств осчастливить бенефициаров путинских обещаний, в
первую очередь – работников бюджетной сферы, учителей и врачей, которым
было обещано поднять уровень оплаты труда до среднего по региону.
Причем, хотя эти две категории и выступают в разных ипостасях, по
большому счету, являются одними и теми же лицами.
По мнению
либеральных «стратегов», одним из главных источников сбережения средств
является раздутая силовая система, где «значительная часть служащих не
имеет отношения к обороне или безопасности». Не утруждая себя
обоснованием этого, в общем-то, достаточно голословного утверждения,
идеологи бюджетной экономии предлагают сократить штатную численность
сотрудников правоохранительных органов на 20%.
Перечень мер по
«повышению эффективности социального сектора» (по принципу «чем меньший
объем социальных благ и услуг, оказываемых государством, потребляет
народонаселение, тем оно «эффективнее») продолжает ноу-хау в сфере
медицины и образования. Для того, чтобы сэкономить 1% ВВП, в частности,
предлагается сократить продолжительность госпитализаций, что позволит
уменьшить расходы на содержание больниц на 18,5% (немного перефразируя
детскую считалочку, «день, два, три – выходи, а кто не вылечился, я не
виноват!»), увеличить нормативное количество учеников на учителей
(вместо 12 к 1, как сегодня, сделать 15 к 1), которые таким образом
заплатят за обещанную прибавку к зарплате ударным трудом в потогонном
режиме, а также ввести минимальные требования к поступающим на бюджетные
места в вузы (по этой логике сдача пресловутого ЕГЭ не гарантирует
минимального соответствия требованиям, которые предъявляются соискателям
бюджетных мест в образовательных учреждениях).
О том, что
вышеназванные меры не являются плодом неумеренного воображения и
социал-дарвинистского мышления пула либеральных экспертов,
свидетельствует выступление лично премьер-министра Путина на сегодняшнем
правительственном совещании, в ходе которого он сообщил, что для
реализации предвыборных инициатив неприоритетные расходы бюджета могут
быть сокращены.
Очередные меры «человеконенавистнической» экономии на безопасности,
здоровье и образовании граждан, предложенные пулом либеральных
экспертов, в интервью KM.RU прокомментировал директор Института
экономики РАН Руслан Гринберг:
– Конечно, в полном объеме
реализовать все предвыборные декларации Владимира Путина будет весьма
трудно. Для этого действительно нужен достаточно мощный экономический
рост – процентов в 5-6 в год. Рациональное зерно в представленных мерах
бюджетной экономии я вижу, пожалуй, только в части, касающейся
перераспределения выплат силовым органам, которым посулили действительно
слишком много.
Однако все остальные предложения не выдерживают
критики. Тем более что у нас есть много скрытых резервов для повышения
социальных выплат и без того, чтобы залезать в карманы граждан. В
частности, следует переходить к прогрессивной шкале налогообложения, как
во всех цивилизованных странах. Кроме того, уже давно пора прикрыть
офшорную практику. Это – просто скандальная ситуация, когда из-за
офшорных дыр мы теряем огромные финансовые средства.
То, что предлагается сократить количество дней, выделяемых на
госпитализацию, – это огромная «зоолого-либеральная» глупость. Как будто
есть здоровые люди, которые стремятся подольше оставаться в больнице...
Для
того, чтобы бюджетных средств хватало на повышение социальных выплат,
не прибегая к таким, мягко говоря, экзотическим предложениям, нужны
структурная экономическая политика, индикативное планирование и т. д.
Без этого мы ничего не добьемся, потому что сейчас мы надеемся только на
стоимость бочки нефти, в то время как экономику уже давно пора
переориентировать на выпуск готовой продукции с высокой добавленной
стоимостью. А это, в свою очередь, невозможно без государственной
инвестиционной политики и правильного расставления акцентов и
приоритетов. Глупо уповать на внешние инвестиции, которые носят сугубо
спекулятивный характер, в ситуации, когда у нас имеются огромные
внутренние финансовые резервы.
Нам нужно поднимать целые сектора обрабатывающей промышленности, и в первую очередь машиностроение,
чтобы обеспечить внутренний спрос. Ясно, что этого будет очень непросто
добиться в условиях вхождения в ВТО, но это – безальтернативный путь, а
просто манипуляции с бюджетом и латание тришкиного кафтана ничего не
дадут. Сегодня соотношение накопленных резервов и инвестиций находится
на уровне 9:1, а надо хотя бы 4:6. Т. е. на четыре доли накоплений
должно приходиться шесть инвестиций. В противном случае, если произойдет
резкое понижение цены на нефть, никакие резервы все равно не помогут, в
ситуации, когда у нас нет реальной экономики. А любые накопленные
резервы мы все равно очень быстро проедим. Говоров Кирилл
|