С тех пор как в
2009 году
Россия официально присоединилась к двум договорам Всемирной организации
интеллектуальной собственности 1996 года, вопросы авторских и
смежных
прав обрели в нашей стране особое звучание. С этого момента авторы и
исполнители получили исключительное право давать разрешение на
исполнение свих произведений, а также на использование их записей в
сети Интернет. О том, как это повлияло на практику охраны авторских и
смежных прав в России, рассказал директор экспертно-аналитического
департамента Российского авторского общества, заслуженный юрист РФ
Аркадий
Туркин.
Интернет-пространство активно развивается,
расширяется круг его
пользователей. Параллельно с этим усиливается и борьба с пиратством, и
это вызывает недовольство у очень многих лиц, использующих произведения в
Сети и не имеющих возможности легко найти правообладателя и
договориться с ним, сказал Аркадий Туркин. Возникло мнение, что
авторское право стало угрозой развитию общества, что оно препятствует
доступу населения к информации в Интернет, что права авторов следует
ограничить и пересмотреть принцип исключительности таких
прав. К владельцам сетевых ресурсов присоединились
многочисленные граждане,
использующие эти ресурсы. При этом стали выдвигаться требования об
ограничении прав авторов уже не только применительно к сети Интернет, но
и другим сферам использования произведений. Активистами даже стали
создаваться «пиратские» партии, более того, в ряде стран их
представители занимают места в представительных
органах. Не исключено, что всплеск такой деятельности
идет в русле общей
протестной активности граждан против существующего мирового порядка.
Однако многие пользователи произведений в общем-то являются
законопослушными гражданами и понимают роль и значение авторского права
для развития культуры и общества. Они не станут выступать со столь
радикальными заявлениями, если бы существовал механизм, позволяющий
быстро и без особых трудностей получить разрешение на использование
охраняемых авторским правом
произведений. Ведь действительно, найти
правообладателя – проблема, договориться с
ним – проблема, а тут еще жесточайшие санкции за нарушение
авторских
прав, вплоть до попытки введения наказания конечных
пользователей –
граждан. Недаром в мире возник такой протест против американских
законопроектов, направленных против пиратства в
Интернете. Инициативу создания такого механизма при
сохранении исключительного
права автора давать разрешение на использование произведений в Сети
должны проявить, конечно, правообладатели. Государство, также являясь
заинтересованным лицом, могло бы оказать содействие такой
инициативе. Безусловно, такой механизм должен быть
высокотехнологичным, процесс
управления правами должен осуществляться с применением новейших цифровых
технологий через Сеть, в базу данных должны быть внесены все
произведения, находящиеся под управлением, с присвоенными им
индивидуальными регистрационными номерами, наименования
правообладателей, адреса места их нахождения и другие контактные данные.
Подписание лицензионных договоров должно осуществляться в электронной
форме, распределение и выплата вознаграждения должны быть полностью
автоматизированы. Создание такого механизма весьма сложно как в
финансовом, так и в организационном плане, но другого пути, скорее
всего, нет. Пользователям должны быть созданы все
условия для реализации
положений закона, содержащих положения об исключительном праве автора
на использование произведений, а обладатели такого права должны
получать вознаграждение за выдачу разрешения на использование
произведений в Сети. В этой связи, мне кажется, всем, в том числе и
специалистам, осуществляющим законопроектную деятельность, есть о чем
подумать. Проблема носит международный характер. Не
исключено, что такие
механизмы, созданные в различных странах, должны «объединить» свои базы
данных, содержащих сведения о произведениях, правами на которые они
управляют, иметь единую технологию, совместимую друг с
другом. В будущем возможно создание какого-либо
единого механизма выдачи
лицензий, сбора, распределения и выплаты вознаграждения. К решению
проблемы, безусловно, должны подключиться международные как
правительственные, так и неправительственные организации, следует
проявить инициативу в постановке такого вопроса в повестку дня этих
организаций. Лично я выступаю за то, чтобы
законодательство в максимальной мере
содержало четкие формулировки, исключающие его различное толкование. Это
сэкономило бы всем время, которое придется проводить в судах.
Необходима и публичность при разработке проектов законов, их обсуждении,
участие практикующих
специалистов. В 2010 году РАО вело по всей стране
1338 судебных дел о незаконном
использовании произведений. Подавляющее большинство из них закончилось в
нашу пользу. Сейчас готовится отчет об итогах работы за
2011 год,
полагаю, что количество дел, проведенных в прошлом году, будет еще
больше. Повышению качества рассмотрения дел будет
способствовать проводимая
судебная реформа. Так, например, после создания Суда по интеллектуальным
правам в системе арбитражных судов все споры, связанные с участием
организаций по управлению правами на коллективной основе, будут
рассматриваться исключительно этим судом. Это позволит более качественно
рассматривать споры, создаст единую практику, что в свою очередь
позволит избегать ненужных конфликтов, введет в практику единообразное
поведение пользователей и организаций по коллективному управлению
правами в тех или иных
ситуациях. Правда, Суд по интеллектуальным правам
планируется создать только в
2013 году. До этого момента наши споры с пользователями будут
решаться в
судах общей юрисдикции. С 1 января 2012 года в апелляционной
инстанции можно рассматривать не
только решения мировых судей, но и решения районных судов. Например, в
Москве апелляционной инстанцией, где возможно обжалование районных
судов, является Московский городской суд. На подготовку апелляционной
жалобы теперь дается месяц со дня изготовления решения в полном объеме.
Ранее кассационная жалоба должна была быть подготовлена в десятидневный
срок. Апелляционная инстанция будет, по сути,
повторно рассматривать спор,
что, безусловно, поднимет качество принимаемых решений. Решения
апелляционной инстанции будут вступать в силу немедленно. Обжаловать их,
например, в Москве будет возможно в кассационном порядке в президиуме
Мосгорсуда. РАО является общественной организацией по
коллективному управлению
правами, созданной авторами. Основная задача РАО – сбор,
распределение и
выплата авторам и иным правообладателям вознаграждения за публичное
исполнение музыкальных
произведений. Общество является членом Международной
конфедерации обществ авторов и
композиторов. Реализуя полученные от правообладателей полномочия,
общество заключает лицензионные договоры и договоры о выплате авторского
вознаграждения с различными категориями пользователей –
театрами,
концертными площадками, магазинами, ресторанами, телерадиокомпаниями и
другими организациями. Общий объем сборов авторского вознаграждения
в 2010 году составил 2,7 млрд
рублей. Сергей Тюрин
|