В понедельник в
Хамовническом районном суде Москвы пройдет первое слушание по иску
ульяновского блогера к компании "Яндекс". По его словам, поисковик
использует специальные фильтры, поэтому индексирует далеко не все сайты.
Блогер потратил несколько часов, но страницы своей газеты так и не
нашел. Моральный ущерб он оценил в десять миллионов
рублей.
Искал, но так и не нашел - ситуация,
знакомая любому пользователю.
Большинство просто перешло бы на страницу другого поисковика, а вот
директор ульяновской газеты "Новый град Симбирск" Денис Коркодинов решил
судиться. Компанию "Яндекс" он обвинил в недобросовестной рекламе: ему
обещали, что найдется все, а вместо этого система не видит даже сайт его
родного издания. "Искал не только наше издание, но и ряд
других изданий. Система
Google выдавала по моим запросам те или иные сайты, в "Яндексе" я этого
найти не смог", - объясняет он. Систему фильтрации сайтов, когда часть из
них не индексируется в
поисковой машине "Яндекса", мужчина требует признать противоречащей
Конституции. Ведь она якобы ограничивает право граждан на поиск и
получение информации. Несколько часов своего времени, потраченных
впустую, журналист оценил в десять миллионов
рублей. "10 миллионов - сумма была взята, исходя из
финансовых активов
компании "Яндекс". Я посчитал, что с помощью недостоверной рекламы за
последние полгода компания "Яндекс" собрала более пяти миллиардов
рублей, и в сравнении с данной суммой 10 миллионов - это лишь малая
крупица. Хотя, если быть точным, при составлении искового заявления я на
один нолик ошибся. Не дописал его", - говорит
он. В компании
"Яндекс" иск получили и были очень удивлены: ведь их
поисковые технологии - ни для кого не секрет. Почитать о них можно прямо
на сайте. А слоган - это защищенный законом товарный
знак. "Мы получили иск и, конечно, отреагируем на
него в рамках
предусмотренной законом процедуры. Мы считаем, что предъявленное
требование не основано на правовых нормах. И "Яндекс", и "Найдется все"
являются зарегистрированными товарными знаками, и информация о них есть в
открытых реестрах Роспатента", - говорит PR-менеджер ООО "Яндекс" Элина
Ставиская. Получив иск, независимый адвокат Игорь
Симонов констатирует: шансов
выиграть дело у Дениса почти нет. Формально товарный знак можно признать
рекламой. И "Яндекс" действительно обещает найти все, что есть в Сети,
но только при определенных условиях. Эти условия, как правило, расписаны
в пользовательском соглашении. Вводя в адресную строку запрос, человек
автоматически соглашается с условиями
поиска. "Формально основания для обращения есть -
для обращения, не для
удовлетворения требований. Все, что есть в Интернете, все, что отвечает
неким техническим требованиям, это находится. Потому что, если говорить
про истца, то не нашлось название или его сайт. Но давайте обратимся к
его ресурсу - может быть, он не соответствует каким-то требованиям?" -
говорит адвокат. Разобраться, вводит ли слоган "Найдется все"
в заблуждение, может
только суд. Причем, скорее всего, понадобится не одна лингвистическая
экспертиза. Первое слушание назначено уже на
сегодня. Ирина Люлина
|