Российский
поисковик «Яндекс», который планирует расширить свое присутствие за
рубежом и освоить новые рынки, вряд ли добьется поставленных целей
из-за сильных позиций интернет-гиганта Google, считают опрошенные
Bloomberg
аналитики.
Популярность «Яндекса» в России резко
возросла осенью 2012 года,
когда корпорация Apple выпустила собственные карты для смартфонов и
планшетников, вызвавшие критику многих пользователей. В связи с этим
картографическое приложение Google стало особенно популярным в
США, а число скачиваний карт «Яндекс» в России увеличилось более чем
вдвое. Как отмечает Bloomberg, на российском рынке
«Яндекс», а также
соцсеть «ВКонтакте» и Mail.ru Group Ltd имеют значительные преимущества
перед конкурентами — Facebook и Google — благодаря предпочтению
россиянами сервисов на родном языке, а не на английском. Однако в связи
с постепенно ослабевающим спросом на внутреннем рынке «Яндекс»
планирует расширять свою деятельность за рубежом. Аналитики, в свою
очередь, скептически оценивают возможности российской компании выйти за
пределы бывшего СССР. Международная экспансия «хороша в теории, но
на практике
конкурировать с таким соперником, как опытный Google, трудно», отмечает
аналитик Renaissance Capital Дэвид
Фергюсон. «Нужно инвестировать много денег
без гарантии успеха», — добавил
он. «Яндекс»
считает, что может добиться успеха
в Турции. Соцсеть «ВКонтакте» планирует извлечь выгоду, расширив
деятельность в странах, где проживает много россиян, например в
Израиле, США и Германии. Mail.ru делает ставку на рынок онлайн-игр в
Азии, первыми шагами компании стали сервисы онлайн-игр в Китае, Японии и
Южной Корее. «Яндекс» отмечает, что выбрал Турцию благодаря постоянно
растущей интернет-аудитории. Поисковик планирует увеличить свою долю на
турецком рынке до 35% в течение пяти лет с 1,4% в настоящий момент (у
Google доля 93,7%, по данным
ComScore). «Цель выглядит амбициозной», — отмечает
аналитик Otkritie Capital
Александр Венгранович. По его словам, Google потребовалось пять лет,
чтобы занять на российском рынке 26%, причем большую долю он отхватил у
«Яндекса». До сих пор основной успех
россиян был обеспечен спросом в странах бывшего СССР, где проживают
около 20 млн носителей русского языка, отмечает Bloomberg. Однако, по
данным агентства, даже там российские компании не являются
доминирующими: на рынке Украины поисковик Google занимает 58%, «Яндекс»
— 30%; а в Белоруссии у Google 43%, у «Яндекса» —
41%. «На истинно зарубежных рынках российским
компаниям, возможно, будет
трудно конкурировать с глобальными конкурентами, которые пришли туда
первыми и являются гораздо более сильными в финансовом плане», —
отмечает аналитик Sberbank Investment Research Анна
Лепетухина.
|