Да, 100 лет назад было время,
когда электромобили наравне соревновались с автомобилями. И мало того -
тогда они превосходили эти чадящие, гремящие и замасленные творения
рук человеческих по многим
параметрам.
В 1915 году, когда началось серийное
производство электромобиля
Milburn (на фото в заголовке), автомобили с двигателем внутреннего
сгорания заводились с помощью специальной рукоятки вручную, в то время
как электромобили не требовали ручного старта двигателя, а значит,
могли управляться и женщинами. Электростартер в автомобилях, как
стандартное оборудование, появится лишь через 10 лет, в 1926-м
году. Даже в рекламе тех лет в качестве основных
преимуществ
электромобиля указываются следующие пункты: нет нужды в заправках, нет
радиатора (в те времена перегрев двигателя – обычное явление), нет
выхлопной трубы, тихое движение, нет загрязнения окружающей среды.
Да-да - так было. Еще ранее, в 1899 году, то есть более 110
лет назад, на другом
известном электромобиле La Jamais Contente впервые был установлен
мировой рекорд скорости в 100 км/ч. То есть во времена становления
индивидуального транспорта электромобиль выглядел куда более
привлекательной альтернативой, чем то, что мы имеем
сегодня. Вы спросите - в чем же причина? Технический
прогресс виноват.
Двигатель внутреннего сгорания быстро совершенствовался, стал надежным,
легко заводящимся, экономичным и мощным - а электромобили по большому
счету никаких существенных усовершенствований за 100 лет так и не
достигли. Серьезно - древние электромобили 1920-х годов с логотипом
Milburn сохранились до наших дней (см.фото в заголовке), и действующие
экземпляры даже сегодня могут проехать на одном заряде
свинцово-кислотных батарей 130 км, что соответствует пробегу современных
электрических Nissan Leaf EV и Ford Focus
EV. Даже
продвигаемая сейчас как "инновация" идея замены разряженной
аккумуляторной батареи на заряженную (чтобы не ждать зарядки) была
реализована еще в этих же 1920-х годах - и, что характерно,
электромобили не спасла. И знаете почему они сдохли? В то время
электромобиль Milburn
продавался по цене около $1000, в то время как Ford Model T с бензиновым
двигателем стоила $250. Покупатель проголосовал
кошельком. Но дебилов история ничему не учит. И вот
АвтоВАЗ выкатывает свою
электрическую ElLada (Калина-универсал с электромотором) за 1.250.000
рублей, в то время как такая же Калина с бензиновым мотором стоит
300.000 рублей. Не отстает от них и Mitsubishi со своим клопиком i-Miev,
который стоит 1.800.000 рублей, в то время как куда более просторный и
комфортный Mitsubishi Colt с обычным мотором предлагается за 520.000
рублей. Как видите, разрыв цен за 100 лет прогресса
еще больше увеличился,
электромобили стали еще менее конкурентоспособны с нормальными авто
- однако это выдается за великое достижение и якобы прогресс. Нет,
ребята - при таких ценах электромобиль по-прежнему не имеет никаких
шансов на рынке. На самом деле в электромобиле нет ничего
сложного и
высокотехнологичного. Вообще ничего. Вся кузовня, шасси, подвески,
тормоза и прочее у него точно такие же, как у обычного автомобиля.
Разница только в том, что вместо двигателя внутреннего сгорания с
коробкой передач туда всунут электромотор - который, разумеется,
устроен гораздо проще и в производстве обходится дешевле. Да что там
говорить - такие тяговые электромоторы прекрасно отлажены
промышленностью и широко используются в электропогрузчиках, и в этих
же электропогрузчиках и складских электрокарах давно отлажена
электроника, управляющая такими электромоторами. Ровно эта же
электроника используется и в "гражданских" электромобилях. Она дешевая
и простая, даже примитивная. И весь электромобиль в целом куда
примитивнее, чем нормальный современный
автомобиль. Есть ровно один компонент, который
определяет горестную судьбу
электромобиля и его фатальный проигрыш в конкурентной борьбе за
кошельки покупателей
- это накопитель энергии. Да-да - это тот самый аккумулятор, или
более экзотичные решения вроде супермаховиков и т.д. К сожалению для
электромобиля, электрический накопитель, адекватный по энергетике 40
литрам бензина в баке (даже с поправкой на низкий КПД двигателя
внутреннего сгорания) стоит столько, сколько пять-десять современных
автомобилей целиком, да еще и весит больше, чем пара автомобилей опять
же целиком. И пока не будет изобретен недорогой и легкий накопитель
электроэнергии - электромобиль так и останется экономически
бессмысленной утопией. Кстати, даже в технически весьма
ограниченных электромобилях вроде
ElLada (она имеет пробег на одной зарядке 130-140 км, в то время как
обычная Калина с точно таким же кузовом и ходовой проезжает на одной
заправке около 500 км) стоимость аккумуляторов составляет около 80%
цены всего электромобиля. Специалисты это прекрасно понимают. А вся
нынешняя суета вокруг
электромобилей - это просто "зеленый пиар", ведущийся с той же самой
целью, как и вопли про "альтернативную энергетику" на основе солнечных
батарей и ветряков. Цель первичная - создание у лохов, играющих
в нефтегазовые фьючерсы
на бирже, ощущения будущего снижения потребностей мировой экономики в
нефтегазе. Лохи ничего не понимают в технике и обязательно поведутся
на такой развод. Цель вторичная - втянуть развитые экономики
Европы в бессмысленные
затраты ресурсов на "зеленые" обманки, вроде ветрогенераторов или
электромобилей. Вы ведь понимаете, что высокая цена электромобиля
отражает высокие затраты человеческого труда и ресурсов на его
производство (прежде всего - на производство ёмких аккумуляторов)?
Отсюда следует, что человек, купивший электромобиль, испоганил мир
примерно в три-четыре раза сильнее, чем тот, кто купил обычный
автомобиль
(пропорционально разнице в цене) - ведь истраченные на него ресурсы не
берутся из ниоткуда, их приходится вырывать у планеты, и на каждый
электромобиль их уходит втрое-вчетверо больше, чем на нормальное
авто. Вот такие вот получаются "достижения
прогресса". Точнее -
псевдопрогресса.
|