В последние годы
легендарная
"аська", она же мессенджер ICQ, неуклонно теряла аудиторию. Мы побывали в
главном офисе ICQ в Тель-Авиве, где узнали о реальном положении дел и о
том, какие изменения запланированы для перелома неприятной
тенденции
Знаете ли вы, что такое ICQ? Не сомневаюсь,
что все ответили «да»,
однако читатели помоложе непременно поморщатся - мол, кому охота
вспоминать такую древность? Действительно, в последние годы популярность
этого мессенджера оставляет желать лучшего, и даже в России и Германии,
где ICQ с начала двухтысячных был самым популярным способом
интернет-общения, число активных пользователей неуклонно сокращалось. Их
(или наше, как угодно) количество все еще исчислялось десятками
миллионов,
но все же тенденция складывалась нехорошая. В апреле минувшего года ICQ
купили наши люди из Mail.Ru Group, решившие вдохнуть в «аську» новую
жизнь. О том, как это у них получается, мы поговорим чуть ниже, а пока -
немного истории. Былое
великолепие В 1996 году четверо израильских парней - Яир
Голдфингер, Арик Варди,
Сефи Вигисер и Амнон Амир - создали компанию Mirabilis. Познакомились
они чуть раньше, когда работали в Zapa Digital Arts - небольшом
тель-авивском стартапе, занимавшемся разработкой технологии, позволяющей
упаковывать в один файл различные мультимедийные форматы.
Файл можно было отправить по Сети, соорудив, к примеру, из картинок и
музыки красивую поздравительную открытку. Сейчас это выглядит довольно
банальным, однако в 93-м году, когда была создана Zapa Digital Arts,
Flash и HTML5 еще не существовало. Увы, стать законодателем мод не
удалось, и в 2001-м компания фактически умерла, став одной из
многочисленных жертв лопнувшего пузыря
доткомов. Но в 1996-м, когда у Zapa Digital Arts все
было очень неплохо (65
сотрудников, миллионные инвестиции), наши герои решили, что могут
предложить миру кое-что поинтереснее. Уволившись, они сделали первую
рабочую версию ICQ буквально за пару недель, однако дальнейшие работы
застопорились из-за отсутствия финансирования (до чудесного времени,
когда миллионы давались буквально под листок бумаги с красивыми идеями,
оставалось еще года
два). К счастью, у одного из парней оказался довольно состоятельный
отец, инвестировавший в проект сына и его друзей несколько сотен тысяч
долларов. Ребята сняли небольшую квартирку в
калифорнийском Сан-Хосе и
приступили к работе. Продукт «выстрелил» почти мгновенно, потому что
интернет-мессенджеров тогда было, мягко говоря, негусто, а те
немногочисленные варианты, которые все же имелись на рынке, стоили
денег. ICQ же изначально был бесплатным, занимал очень мало места, а
кроме обмена текстовыми сообщениями позволял вдобавок легко пересылать
файлы. Всего через два года «аську» купил гигант America Online за
умопомрачительные 407 миллионов долларов, из которых 287 миллионов были
выплачены сразу, а остальное поступило в течение трех лет. К сожалению,
история умалчивает - стал ли Арик Варди состоятельнее своего
отца-инвестора. Но, надо думать, папа о вложенных деньгах не
пожалел. Поначалу у AOL все шло отлично. Клиент ICQ
хорошел от версии к
версии, в нем появлялись действительно полезные функции (например, в ICQ
2001 была реализована революционная по тем временам вещь - хранение
контакт-листа на сервере AOL, что позволяло пользоваться «аськой» на
разных компьютерах без повторного поиска и авторизации нужных людей),
росла армия поклонников. Молодежь не поверит, но в начале двухтысячных
ICQ вполне успешно компенсировала нам отсутствие социальных сетей и
просто
великолепно заменяла сайты знакомств (рассказать - при помощи чего со
мной познакомилась жена?). Популярность «аськи» зашкаливала. Среди своих
знакомых могу назвать только одного человека, который ей не
пользовался, - это Евгений Козловский. Не нравилось ему, видите ли,
когда все видят, что он в онлайне (кажется, «невидимый» режим изобрели
не сразу). Но все же абсолютное большинство коллег и друзей ICQ
пользовались. Никогда не забуду, как, купив первый действительно
мобильный ноутбук, взял его с собой в командировку в Ирландию и поздним
вечером, разместившись в гостинице на окраине Дублина, запустил «аську».
Представляете: холл старинного здания, из ресторана доносится запах
отвратительной ирландской кухни, за окном грозно шевелят в темноте
ветвями какие-то нерусские деревья, а у тебя перед глазами все привычные
собеседники. И ты можешь поговорить с ними о чем обычно, словно никуда и
не уезжал. Сейчас этим никого не удивишь, но лет восемь назад удивляло -
мое почтение. Помнится, мы почти безболезненно пережили
появление рекламы в
клиентах, начиная с версии 2003b. Кто-то до последнего сидел на
предыдущих инкарнациях «аськи», кто-то ставил специальные душилки
баннеров, а кто-то разглядывал яркие, но совершенно бесполезные
рекламные картинки, размещавшиеся внизу каждого диалогового окна. Беда
пришла откуда не ждали: года с 2005-го официальные клиенты перестали
радовать действительно полезными функциями, зато быстро обрастали
второстепенными. Точнее, не совсем так. Например, поддержка IP-телефонии
и видеозвонков в ICQ появилась еще до того, как Skype стал
действительно массовым, однако реализованы эти функции были настолько
«талантливо», что толком не работали. По крайней мере, после неудачных
попыток в первые дни после выхода нового клиента, мне никто по ICQ не
звонил. Между тем, с каждой новой официальной версией дистрибутив
занимал все больше места (рост за 6 лет в 4 раза), а работала «аська»
все медленнее и медленнее. Народ повалил на альтернативные клиенты, коих
развелось немало. Здесь следует остановиться еще на одном
моменте. Не секрет, что с
безопасностью общения на ICQ все не очень благополучно. Достаточно
сказать, что с помощью нехитрой программки любой любопытный гражданин
может в реальном времени читать - о чем там переписываются коллеги на
компьютерах, подключенных к той же сети (поверьте, ваш начальник об этом
знает). Сам протокол настолько прост, что его успешно воспроизвели в
десятках альтернативных клиентов, по крайней мере - самые необходимые
функции (среди интеллигентных людей это называется reverse engineering).
Грозная AOL неоднократно меняла протокол, чтобы отсечь излишне хитрых
пользователей, не желающих смотреть щедро оплаченную рекламу в
официальном клиенте, однако исправленные dll появлялись буквально через
несколько часов, и так до тех пор, пока AOL не сдалась. Там в итоге
поняли, что все эти блокировки не увеличивают число «легальных»
пользователей, а лишь заставляют людей искать альтернативные инструменты
общения, коих с каждым месяцем становилось все больше и больше. Набирал
силу Skype, появился и быстро
вошел в моду Google Talk, для особенно продвинутых граждан распростер
объятия Jabber. Вдобавок расплодились социальные сети, обзаведшиеся
собственными мессенджерами... Перехват сообщений ICQ - дело не то чтобы
плевое. Но все же очень
реальное Рост аудитории замедлился. Еще в 2003 году
команду разработчиков
покинул Ави Шехтер, вице-президент AOL, руководивший подразделением ICQ
(он сразу приступил к разработке собственного мультипротокольного
мессенджера fring, не завоевавшего, впрочем, особого успеха. Сделка с
Nokia, предполагавшая установку fring на все смартфоны компании,
сорвалась из-за активного применения того самого reverse engineering'а. -
прим. редакции). Впоследствии менеджмент менялся еще не раз, что,
скажем так, не укрепляло дух команды и вносило сумятицу в планы развития.
ICQ оставалась
прибыльным проектом AOL, но аудитория уверенно сокращалась. Поэтому
нельзя исключить, что AOL согласилась на продажу мессенджера Mail.Ru
Group (а точнее - инвестиционной компании Digital Sky Technologies) не
без облегчения. Косвенно об этом свидетельствует и сумма сделки - 187 с
половиной миллионов долларов. Это в два с лишним раза меньше того, что
получили израильские ребята в 96-м году. А ведь и доллар тогда был
заметно дороже... Через полгода после покупки проект ICQ
возглавил Александр Горный,
весьма авторитетный менеджер и разработчик, в последнее время
занимавшийся выпуском мессенджера QIP. С учетом того, что среди
альтернативных клиентов QIP завоевал едва ли не львиную долю сердец
российских пользователей, многие восприняли весть о переходе Александра в
ICQ с большим энтузиазмом. Но возможно ли спасти то, что все уже
списали со счетов? Настоящее и
будущее Честно говоря, я был уверен, что после
покупки AOL вся разработка ICQ
переехала в США, но ничего подобного - все это время мессенджером
занимались на Земле обетованной. Последние десять лет ICQ располагается в
довольно неприметном офисном здании на улице Кирьят Атидим, где
занимает весь четвертый этаж. Пока добираешься до Кирьят Атидим, в
глазах начинает рябить от логотипов IT-компаний. Ничего удивительного:
район Рамат Ха-Хайаль является средоточием хай-тек в Тель-Авиве, и все
приличные фирмы стремятся открыть офис именно здесь. При новом владельце
смены географического центра не произошло, и сегодня основная работа
над мессенджером ведется по старому адресу усилиями примерно 90 человек.
Одновременно создается команда разработчиков в России, и, например,
версия клиента для Windows Phone 7, которая должна выйти со дня на день,
имеет российское
происхождение. Несмотря на то, что в ICQ есть поддержка
голосового общения и даже
видеозвонков, многие вопросы лучше решать лично, и потому примерно
восемь рабочих дней в месяц Александр Горный проводит в Израиле. Я
спрашиваю - как приняли его назначение израильские сотрудники? Александр
отвечает чуть уклончиво: мол, были небольшие недопонимания, связанные с
различиями в ментальности, но сейчас все притерлись друг к другу и
слаженно работают. Будучи немного знакомым с бытом израильских
компаний, я осмелюсь
предположить, что израильтянам пришлось нелегко вдвойне. Во-первых, в
Москве и Тель-Авиве действительно немного разная бизнес-этика и
российский деловой подход может с непривычки и немного шокировать.
Во-вторых, в Израиле очень уважают русских (хорошо, русскоязычных)
программистов и тестеров, однако не привыкли видеть их на позициях
сильно выше среднего. А уж тем более - на посту CEO. Ко всему прочему
Александр основательно «зачистил» офис от тех сотрудников, кто, по его
мнению, не очень справлялся со своими обязанностями. Зато сейчас открыто
четыре вакансии - с весьма привлекательными
условиями. В начале беседы Александр показывает
небольшую презентацию. Аудитория ICQ сегодня составляет
30,8 миллиона
активных пользователей, из которых больше половины, 15.6 миллиона,
живет в России (активный пользователь - это тот, что логинится не реже
одного раза в месяц). В Европе лидерство по количеству поклонников
принадлежит Германии. Несколько миллионов в копилку добавляет и Китай,
однако в рамках страны это, конечно, капля в океане (Тимофей Бахвалов,
наш китайский резидент, просил уточнить, что в Поднебесной «аськой»
пользуются только самые «продвинутые» люди, которые по ряду причин хотят
общаться с иностранцами. А для внутренних нужд тут есть свои
мессенджеры. - прим. редакции). 30 миллионов, много это или мало? С одной
стороны, вполне прилично, и
с такими показателями ICQ входит в TOP-5 популярности мессенджеров (на
пятом месте, а первое занимает малоизвестный у нас Windows Live
Messenger). С другой стороны, если вспомнить, что общая база регистраций
в ICQ превышает 400 миллионов UIN, и даже если только треть этого
количества когда-то использовалась по назначению, цифра 30 выглядит
довольно скромно (а если не забывать, что ровно год назад у ICQ было
51,1 миллиона активных пользователей, можно и серьезно взгрустнуть).
Александр считает, что будущее ICQ на мобильных платформах, и сегодня
официальные версии клиента есть для JAVA, iOS, Android, Blackberry OS,
Windows Mobile и Symbian. В ближайшее время будут покрыты и Bada с
Windows Phone 7, а вот MeeGo, похоже, не повезло: Горный полагает, что
ради одного аппарата, даже и такого симпатичного, как Nokia N9, писать
клиент не стоит. Горный также рассказывает об ICQ On-Site -
виджете, позволяющем
встроить «аську» в любой сайт и использовать ее для общения с
посетителями. Речь, конечно, в первую очередь идет не о домашних
страничках, а об интернет-магазинах, агентствах недвижимости и других
бизнесах, где клиента надо брать в оборот очень быстро, пока он не
передумал. Сейчас счет вебсайтов с подключенным ICQ On-Site идет на
сотни. Но наибольшие надежды Александр возлагает на
действительно новую для
ICQ возможность - регистрацию по номеру мобильного телефона. Скачиваете
приложение для своей платформы (в настоящее время данная функция
доступна на iOS и Android), вводите номер в специальное окошко,
получаете по SMS код подтверждения, и, собственно, все. Клиент сам
закачает все контакты из вашей телефонной книги, найдет там других
счастливых пользователей ICQ, и можно сразу начинать общаться с ними
внутри сети. Если же у вас уже есть UIN, будет полезным ввести и его,
подгрузив в смартфон всю базу контактов. Удобно? В общем, да, но есть
пара нюансов. Во-первых, не все мобильные платформы легко пускают
сторонние приложения в свою адресную книгу. Во-вторых, механизм
авторизации и дальнейшего использования ICQ начинает до боли напоминать
Viber, WhatsApp и другие ненавистные операторам мобильной связи
приложения. Технические преграды, да в сочетании с некоторой
вторичностью... Хватит ли нововведений для
рывка? Как и положено в международной компании, вся
внутренняя переписка ведется на английском
языке Горного не смущает сходство с WhatsApp,
потому что, во-первых,
пользовательская база у ICQ побольше, а, во-вторых, у ICQ есть клиенты
не только для смартфонов, но и для настоящих компьютеров. Действительно,
если бы у меня была возможность отправлять сообщения абонентам WhatsApp
и Viber прямо с ноутбука, я бы пользовался ими гораздо
чаще. Война с альтернативными клиентами также
осталась в прошлом, и все,
кто уважает выпущенное в апреле 2011-го лицензионное соглашение, могут
развиваться совершенно спокойно. Уважают же его практически все, кроме
разработчиков специализированных продуктов для спама (очевидно, что
разослать сто тысяч раз текст «Д_Е_в_о_Ч_К_И В_е_С_е_Л_у_Ш_к_И nedorogo
ЗBOHИ» вручную очень непросто). Здесь стоит заметить, что
несанкционированных рекламных рассылок в ICQ в последние месяцы стало
гораздо меньше. Получаю сейчас от силы одно сообщение в пару недель,
тогда как раньше они сыпались чуть ли не ежечасно. Правда, не очень
понятно - то ли выросла эффективность антиспамерских специалистов в ICQ,
то ли сами спамеры переключились на более популярные мессенджеры и -
особенно - соцсети. Кстати, по мере того как количество рекламы в
официальных клиентах
ICQ неуклонно сокращается, в некоторых альтернативных ее становится все
больше. Так, люди, скачавшие QIP 2012, сейчас соревнуются в нелестных
эпитетах по поводу жадности разработчиков этого когда-то эталонного
клиента. Long Live
ICQ! Вопреки опасениям пользователей, у Mail.Ru
Group нет планов «слить»
ICQ со своим «Агентом», и оба мессенджера продолжат прекрасно общаться
между собой через специальный gateway. В планах на 2012 год сделать
синхронизацию истории чатов между всеми используемыми компьютерами и
смартфонами, а также добавить геолокационные сервисы, к которым - в
будущем - будет привязана мобильная реклама. Внедрение последней пока не
значится ни в каких планах, но, с учетом роста популярности мобильных
устройств, однажды мы ее непременно увидим. И, возможно, даже не сильно
разозлимся по этому поводу, потому что будет она адресной и
практичной. Я сам с трудом представляю жизнь без
«аськи», хотя и обзавелся
аккаунтами, кажется, во всех хоть сколько-то известных мессенджерах и
соцсетях. Да, альтернативы есть. Но мы с моими постоянными собеседниками
привыкли именно к ICQ и, честно говоря, не видим ни одного серьезного
повода для миграции. Когда history растянулась на десять лет и
исчисляется десятками мегабайт - это, знаете ли, показатель. Нашу
переписку с Тимофеем Бахваловым я вообще планирую выпустить отдельной
книгой, если, конечно, найдется достаточно смелый и раскрепощенный
издатель с термоядерным чувством
юмора. Но мы, люди за тридцать или около того, не
обеспечим будущее
легендарного мессенджера. Александру Горному и его российско-израильской
команде предстоит перетянуть на свою сторону молодежь, которая сейчас
предпочитает совсем другие инструменты общения. Очень надеюсь, что у них
все получится. Просто
потому, что иначе цветочек ICQ окончательно растает в буйстве цифровых
лугов и мне придется привыкать к чему-то еще. Нет уж, лучше вы к
нам.
 Киберсант-Пользователь: бесплатный базовый
видеокурс
17 авторских
видеоуроков общей продолжительностью более 5,5 часов по самым
необходимым компьютерным программам.
Этот курс даст
Вам все необходимые базовые навыки и знания для максимально эффективного
использования компьютера в работе, бизнесе и
жизни.
|