Им менее 30 лет, они тщательно
формируют свой виртуальный образ, хотят популярности и продают
себя по
правилам маркетинга ... Это портреты нарциссов, цветущих в
социальных
сетях, пишет Сесиль Габизон в статье, опубликованной в газете
"Фигаро".
«Не превратилась ли я в монстрика
нарциссизма, готовую вывернуть
наизнанку мою личную жизнь, чтобы привлечь внимание и пережить
момент
славы в сети? Да! Тысячу раз да", подтверждает Наталия, 17
лет, с
ослепительной улыбкой, хорошо поданная на своей страничке в
Фэйсбуке,
которой она управляет почти профессионально. Все ее фото, даже
«спонтанные», тщательно
отобраны. Наталья из поколения, смешивающего реальное с
виртуальным. Ее
ровесники со всем пылом молодости демонстрируют цифровой эксгибиционизм,
ставший отражением нашего времени. Мало кто ныне удерживается от
искушения "погуглить" любой свой контакт. Такие мини-исследования стали
рутинной практикой даже для кадровых агентств. Еще вчера просмотр личных
профилей кандидатов казался неприемлемым, сегодня это почти норма. Один
из рекрутеров признался, что кандидат, не имеющий профиля в Фэйсбуке,
ему кажется подозрительным. Либо он что-то скрывает, либо он хочет всё
контролировать, что одинаково плохо для работодателя. Граница
между
частным и государственным размывается, а гиперобнажение личной жизни
усиливается. С ноутбуком и встроенной камерой, каждый
становится сам себе
папарацци, документируя свое бытие. И чужое тоже. На модных
вечеринках
многие пользователи Интернета расстреливают камерами смартфонов
публичных людей, чтобы опубликовать их фото у себя в Фэйсбуке, Твиттере,
LinkedIn. В сети развернулась гонка за необычными новостями и снимками.
Уже много месяцев в хитах приложение Instagram, увлекшее даже
Барака
Обаму. Француз в среднем насчитывает 130 «друзей» в
Фэйсбуке, а у молодежи –
часто за 300. Обитатели сети для повышения рейтинга выкладывают смешные
видео, красивые фото, короткие «прикольные» фразы… Так соцсеть
формирует вкусы. Американские исследователи обнаружили, что из
музыкальных пристрастий подростков одобряется всё, кроме джаза и
классической музыки. Поэтому о них они и не говорят. Чтобы не потерять
поклонников, надо придерживаться темы консенсуса. Реальная дискуссия
невозможна. Французы в Фэйсбуке не говорят о политике и
религии. Это мало
нравится остальным. Психологов беспокоит то, что давление лайков и
фолловеров деформирует формирующихся молодых
людей. Тщеславие и стремление людей к популярности –
черта не только нашего
времени. Просто с вхождением в нашу жизнь электронных гаджетов пресс
этих чувств величился на порядок. Мобильные телефоны
и компьютеры
проникли в спальню. Чтобы привлечь внимание в сети, дети принимают
соблазнительные позы, не отдавая себе отчет, чем они
помечены в
реальной жизни. Социальный эксгибиционизм приобретает патологический
характер, изменяет личность человека. Наркоманам сети разговор за обедом
с реальным собеседником кажется чудовищно скучным по
сравнению с
сотней ретвитов и текстовых сообщений, полученных им в
сети. Воздействие сети уже начало получать
противодействие. В США набирает
силу движение офлайн ("Disconnected"), у религиозных евреев –
«шабад-кнопка» (субботний отдых от Интернета). Что будет дальше,
посмотрим.
|