Исследователи
Гарварда выяснили, почему столько людей не способны устоять перед
искушением делиться каждым своим шагом, мыслью, желанием и симпатиями с
другими посредством Twitter, Facebook, Foursquare, Instagram и
Pinterest.
Проведя серию экспериментов, исследователи
обнаружили, что акт
раскрытия информации о себе активирует те же центры удовольствия в
мозге, которые задействованы, когда мы едим, получаем деньги или
занимаемся любовью. Конечно, степень удовольствия разная (большинству из
нас секс доставляет большее удовольствие, чем рассказы о себе), однако
наукой доказано, что наш мозг воспринимает саморазоблачение как некий
опыт, который приносит
удовлетворение. Это может помочь объяснить результаты
недавних исследований поведения
пользователей интернета, которые показали, что 80% постов в социальных
сетях, таких как Twitter и Facebook, являются простыми объявлениями о
собственном непосредственном опыте
пользователя. Ведущий научный сотрудник Дайана Тамир
(Diana Tamir) и ее соавтор
Джейсон Митчелл (Jason P. Mitchell) разработали серию экспериментов с
целью измерить степень удовлетворения, которое люди испытывают, когда
пишут о себе. Исследователи подключили испытуемых к
ЯМР-томографу и наблюдали за
мозговой активностью участников эксперимента, в то время как те отвечали
на вопросы об их собственном мнении и вопросы о мнении
окружающих. Исследователи обнаружили, что участки мозга,
отвечающие за удовольствие
- прилежащее ядро мозга и вентральная область покрышки - были
задействованы в большей степени, когда люди говорили о себе, и в меньшей
степени - когда люди говорили о
других. Ученые также обнаружили, что испытуемые
скорее откажутся от денег
(всего нескольких центов), предлагаемых им за то, чтобы поговорить об
окружающих, чтобы иметь возможность получить гораздо большее
удовольствие от разговоров о
себе. Во второй части исследования ученым
предстояло выяснить, насколько людям, рассказывающим о себе, важно
наличие аудитории. «Нам нужно было выяснить, приносят ли
рассказы о своем личном опыте
удовольствие, потому что в процессе вы начинаете задумываться о себе, и
это само по себе приятно, или же людям важно иметь аудиторию», - сказала
Тамир. Как уже, вероятно, догадались те
пользователи Facebook, у которых 700
и более друзей, исследователи обнаружили, что участки мозга, отвечающие
за удовольствие,
активизируются в большей степени, когда люди должны были делиться
своими мыслями с друзьями или членами семьи, чем когда испытуемым
сообщали, что все их мысли сохранят в
тайне. Возможно, все это объясняет странное
поведение людей, которые излишне
откровенны в интернете - порой даже себе во вред. (Представьте себе
преступников, которых арестовывают после того как они похвастались
своими преступлениями в Facebook, девочку-подростка, чьи рассказы о ее
обязанностях по дому привели к тому, что ее отец расстрелял ее ноутбук,
или парня, который чуть не отправился в тюрьму за жалобы на свою
жену.) «Я думаю, что это исследование помогает
объяснить, почему люди так
часто обращаются к социальным сетям, - сказала Тамир. - Я думаю, что это
объясняет существование Twitter и то, почему Facebook так популярен -
люди получают удовольствие, делясь информацией о себе друг с
другом». Дебора Нетберн
|