Из некогда
безобидной и веселой игрушки Интернет постепенно и все увереннее
превращается в критически важный фактор формирования государственной
политики в России. К такому выводу пришли авторы доклада «Рунет сегодня.
Исследование современного
российского Интернета» из Фонда развития гражданского общества, которым
руководит бывший глава управления внутренней политики Кремля Константин
Костин.
Исследовав качественные и
количественные изменения
аудитории российского сегмента Всемирной паутины, авторы пришли к
выводу, что стереотип об Интернете как игрушке горожан уже утратил
актуальность: за последние полтора года 93% новых
подключений к Интернету пришлось как раз на российскую глубинку, вырос и
средний возраст пользователей Сети. Собственно, убедиться в этом
нетрудно, если, например, пройтись по книжным магазинам: с недавних пор
на тамошних полках рядом с обычной литературой о всевозможном «харде и
софте» появились симпатичные пособия а-ля «Интернет для пенсионеров»,
где авторы заботливо учат людей старшего поколения премудростям работы
на компьютере и «серфинга» по интернет-страничкам. Да и
интернет-фольклор обогатился анекдотичными историями, описывающими
нежданные встречи молодых «юзеров» со своими родителями в социальных
сетях и чатах.
«Интернет станет базовым источником
информации для
россиян уже через несколько лет. Данная тенденция приобретает особое
значение в разрезе предстоящих политических циклов 2016-2018 гг. Если
показатели
доверия граждан к Интернету как основному источнику информации
продолжат рост, то можно утверждать, что выборы депутатов Госдумы в 2016
году и президента в 2018 году пройдут в новой информационной
реальности, где главная роль будет принадлежать Всемирной сети», –
отмечают авторы доклада.
При этом есть факт, с
которым власть,
кажется, пока не определилась как жить. Так вышло, что пока мы отважно
завоевывали космос, американцы и Запад в целом оказались успешны в
завоевании мирового интернет-пространства. Как следствие, многие
популярные российские сервисы находятся вне российского правового поля.
Ведь принцип тут прост: где сервер, там и распространяющиеся на него
законы. Таким образом, влияние на тот же YouТube у российской власти
крайне ограничено, а вернее, сводится лишь к возможности блокирования
доступа. Это относится и к ряду других ресурсов, не менее популярных у
российских пользователей. Суть, однако, в том, что Кремль не только на
словах против цензуры в Интернете, но и на самом деле понимает, что это –
совсем не выход. Мы – не Иран, не Пакистан и даже не Белоруссия: у нас
другие амбиции и другое позиционирование. Все же это иллюзия – считать,
что власть имущим действительно все равно, что о них думают на
Западе.
В Интернете также можно найти свидетельства
обратного. Увлекательного «серфинга».
В
беседе с обозревателем KM.RU известный политтехнолог Анатолий Вассерман
предложил не преувеличивать значение Интернета в формировании будущих
политических процессов:
–
Я полагаю, что федеральную политику определяют в первую очередь
объективные обстоятельства – в частности, то, что наша страна оказалась
весьма чувствительна к всемирному экономическому кризису, тогда как
предыдущая первая Великая депрессия, проходившая в 30-е годы прошлого
века, нашу страну практически не затронула. Наоборот, мы воспользовались
ею для того, чтобы ускорить собственное развитие. Далее: на федеральной
политике очень сильно сказываются наши взаимоотношения с другими
странами. Причем сказываются разными способами, поскольку и сами эти
взаимоотношения весьма неоднородны. Одним словом, я полагаю, что у нас
хватает внеинтернетных факторов, влияющих на политику, и на их фоне
Интернет выглядит достаточно мелко.
Но это никоим
образом не
отменяет того, что чем дальше, тем больше Интернет становится весьма
эффективной средой для разнообразных массовых действий, в т. ч. и
политических. Поэтому, насколько я могу судить, политика федеральной
власти в обозримом будущем вряд ли будет определяться через Интернет, но
вот ход всевозможных агитационных кампаний действительно будет зависеть
от него с каждым днем все больше, и, следовательно, те, кто так или
иначе заинтересован в собственном влиянии на ход агитационных кампаний,
будут с каждым днем уделять все больше внимания Интернету. Я надеюсь,
что федеральная власть также заинтересована в конкретном варианте хода
предвыборных кампаний и поэтому будет уделять Интернету не меньше
внимания, чем ее оппоненты.
– А есть ли у власти
соответствующий инструментарий, чтобы заставить Интернет хотя бы не
работать ей в ущерб?
–
Реальный способ воздействия на Интернет один – это поощрение активности
в Сети тех, чьи взгляды соответствуют пожеланиям власти. Способов
такого поощрения очень много, начиная с вынесения самых приятных
интернет-комментариев на обозрение обычных СМИ и кончая многочисленными
обвинениями противоборствующих сторон в том, что они просто берут на
стабильную заработную плату тех, кто высказывается в нужном их духе. А
вот чего заведомо нельзя делать в Интернете – это просто нанимать, так
сказать, «вольных самураев», чтобы они высказывались в том духе, какой
нужен нанимателю. Ведь искренность практически невозможно подделать, и
если человек пишет не то, что думает на самом деле, а то, что ему
заказывают написать, это сразу будет замечено, и такие наемные авторы
очень быстро дискредитируют саму точку зрения,
которую их просил защищать наниматель. Честно говоря, если бы я был
организатором агитационной кампании в Интернете, я бы нанял людей
отстаивать точку зрения моего оппонента, и это бы очень быстро привело к
массовому неприятию его точки зрения. Поэтому и власть, и ее
противники, если хотят добиться долгосрочных результатов, должны искать и
поощрять тех, кто и без их поиска и без их поощрения отстаивают их
позицию.
– Насколько справедливо само заявление, что
Интернет по силе своего влияния на умы в конце концов поглотит
телевидение?
–
Интернет никогда окончательно не перекроет радио и ТВ по очень простой
причине. Вы можете слушать радиопередачу краем уха, занимаясь
одновременно с этим совершенно другими и более значимыми для вас делами.
Вы можете смотреть вполглаза передачу, но вы не можете читать
сколько-нибудь заметный текст параллельно с другими занятиями. Поэтому
радио и телевидение эффективнее по воздействию на человека, поскольку
могут действовать на его сознание и подсознание дольше, чем Интернет.
Более того, как показывают исследования психологов, то, что
воспринимается краем уха и краем глаза, качественно воздействует на
человека гораздо сильнее, поскольку имеет больше шансов пройти в
сознание, минуя фильтры на входе. Поэтому, при всем распространении
Интернета, радио и ТВ в обозримом будущем останутся не менее, а может
быть, и более эффективными средствами
пропаганды.