Новосибирские учёные придумали,
как сделать самолёты, ракеты и ядерные электростанции ещё прочнее, а
значит,
безопаснее.
Технологию, способную обеспечивать сварку
несочетаемых материалов, разработали ученые из Новосибирска
– уникальный
метод может использоваться в ракетной, авиационной промышленности и
при строительстве атомных электростанций. Технологическая находка
принадлежит сотрудникам института теоретической и прикладной механики СО
РАН. Суть разработки заключается в том, что специальный лазерный
комплекс способен сваривать несочетаемые материалы, например титан и
нержавеющую сталь. «100 лет назад по морям плавали клёпанные
корабли. Они
изготавливались, потому что заклёпка – это очень прочное соединение.
Сегодня все корабли сварены – эту задачу люди решили, технологию такую
создали. Но, к сожалению, мы все летаем на самолётах клёпанных. То есть
задачу сварных соединений, которая бы обеспечила прочность, необходимую
для авиационной промышленности, решить пока не удалось», - отметил
заместитель директора по науке института теоретической и прикладной
механики СО РАН Анатолий
Оришич. Новосибирские учёные первыми в мире
оказались на пороге большого
открытия. Оказалось, что медь под действием лазера соединяет другие
металлы на молекулярном уровне. «Если сварить без нашего ноу-хау, просто
титан с нержавейкой, то, как
мы видим, образец сразу развалился. Применив материалы специальные (мы
перепробовали разные вставки), мы нашли, что медь – самая оптимальная.
Она не позволяет сварному соединению разваливаться», - научный
сотрудник института теоретической и прикладной механики СО РАН
Александр Маликов. Сейчас полученные образцы проходят последние
испытания в
научно-исследовательском институте Екатеринбурга. Затем сваренные
металлы проверят на прочность в Сибирском НИИ авиации имени Чаплыгина. В
успех
эксперимента уже поверили специалисты конструкторского бюро Туполева и
согласовали с учёными двухлетнюю программу, по ней для авиастроителей
будут сваривать элементы корпуса
самолётов. Также технология лазерной сварки могла бы
совершить настоящую
революцию в строительстве атомных станций. После трагических событий на
Фукусиме новая технология сварки металлов заинтересовала японских, а
вслед за ними китайских и корейских
энергетиков. «Более качественное
будет соединение, более дешёвое, потому что это способ более дешёвый. И
в принципе оно будет более устойчивым», - считает главный научный
сотрудник института теоретической и прикладной механики СО РАН Анатолий
Черепанов. Учёные говорят: внедрить новую технологию в
российскую промышленность
будет нелегко - ко всем ноу-хау сегодня предъявляют самые жёсткие
требования. Этот процесс они сравнивают с клиническими испытаниями
лекарств, которые иногда затягиваются на
десятилетия.
|