Казалось бы, в
интернете довольно выгодно делать покупки, но на самом деле это палка о
двух концах. Избыточная привязанность к онлайн-магазинам может провести к
довольно иррациональному поведению. Наиболее явное последствие –
психологическая зависимость или даже невроз навязчивых состояний
различной степени тяжести. А это в свою очередь грозит потерей интереса к
участию в общественной
жизни.
11 ноября объем
торговых
операций в Интернете достиг десятков миллиардов юаней, что показало
высокую конкурентоспособность новой индустрии. Джек Ма, председатель
совета директоров «Alibaba Group», твердо уверен, что эта новая система
коммерции, новая технология торговли и новый метод организации сбыта –
настоящая революция. Однако смысл потребления не сводится к обычному
процессу покупки-продажи товара. В век интернет-торговли нам стоит
осторожно отнестись к возможным отрицательным последствиям, которые
может скрывать в себе интернет-шоппинг.
Если не
подходить к
покупкам в сети с определенной рациональностью, то есть риск пополнить
ряды шопоголиков. В тот же день 11 ноября один из «продвинутых» клиентов
интернет-магазинов потерял сознание прямо за компьютером и был
доставлен для оказания неотложной медпомощи в больницу. А все из-за
того, что он не отходил от компьютера и при этом не делал перерывов для
приема пищи в течение целых
суток.
Очевидно, что такое пренебрежение здоровьем,
как ночи без сна перед
монитором компьютера в погоне за наиболее выгодным предложением, далеко
не является разумным. Однако существуют люди, которые не могут и дня
прожить без покупки в сети. При этом они тратят на выбор товара
значительную часть личного времени, в итоге покупая нечто малополезное,
что, вне сомнения, является бессмысленной тратой денег и
времени.
Возможность
совершать покупки онлайн не только изменила жизнь каждого отдельного
человека, но и повлияла на массовое поведение людей. Ведь традиционно
поход по магазинам не совершается в одиночку, а предполагает
взаимодействие эмоционального характера с другими людьми. Покупки за
компанию с другом или семейный поход по магазинам накануне праздников
могут укрепить отношения. Бывает и так, что незнакомые люди становятся
друзьями после встречи в торговом центре или
ресторане. В то же время Интернет делает из шоппинга
индивидуальный процесс, что
привело к тому, что молодежь просиживает круглые сутки в четырех
стенах, превращаясь в эдакое «поколение домоседов», которое неохотно
выходит из дома. В итоге, это приводит к тому, что представители данного
«поколения домоседов» теряют интерес к общественной жизни, их
способность поддерживать межличностные связи уменьшается день ото дня, и
постепенно они отдаляются от
общества.
|