Зачем нужен браузер
пользователям – предельно понятно. С помощью этих программ вы читаете
OMG, общаетесь в социальных сетях, смотрите YouTube и т.д. Но зачем
браузеры своим создателям, корпорациям Microsoft, Google, Apple,
организациям Mozilla и Opera Software? Почему вообще мы каждый месяц
читаем новости о перераспределении сил на рынке браузеров? Это что,
действительно важно?
История этого грандиозного противостояния
началась в середине 1990-х,
когда 90% рынка браузеров контролировала Netscape Communications. В
1998 году ее за $4,2 млрд приобрела компания AOL, но в конечном счете
Microsoft, пользуясь своим монопольным положением на рынке операционных
систем, уничтожила своего главного конкурента в этом сегменте. Были,
конечно, и другие причины. Microsoft могла тратить на разработку своего
браузера какие угодно средства: продажи Windows приносили огромные
деньги. Билл Гейтс мог позволить себе распространять свой браузер
бесплатно, а Netscape вынуждена была свой продукт продавать. Наконец, в
свое время компания из Редмонда даже договорилась с Apple о том, чтобы
та по умолчанию устанавливала в свои компьютеры Internet
Explorer.
Но
Microsoft удалось одержать лишь победу в одной «битве», но не в целой
«войне». Стараясь не допустить безальтернативного положения Microsoft на
рынке, Netscape открыла код своего браузера и помогла основать
организацию Mozilla Foundation, которая начала разрабатывать новый
браузер, но уже с открытым кодом — FireFox. Огромную финансовую и
технологическую поддержку проекту оказала Google. Позже интернет-гигант
сделал собственный браузер Chrome – и вот он уже победоносно шагает по
планете, отбирая пользователей и у IE, и у FF. Не дремлет и Apple,
популяризируя свой Safari. Последний, ввиду объективных причин, стал
самой популярной программой для выхода в интернет с мобильных
устройств.

Битва
за доминирование на интернет-рынке оказалась очень важна по ряду
причин. Во-первых, браузер – это такое «окно» в виртуальный мир, и
IT-гигантам очень важно, чтобы это «окно» было правильным. Во-вторых,
Microsoft и Google соревнуются друг с другом на рынке поисковых систем.
Понятно, что Chrome использует по умолчанию поиск Google, IE – Bing.
В-третьих, совершенно очевидно, что в будущем лидерство в сегменте
браузеров будет означать лидерство на рынке операционных систем:
традиционные настольные приложения все чаще заменяют их веб-аналоги, и
даже офисные пакеты постепенно переходят в
«облака».
В-четвертых,
браузеры в будущем, не исключено, будут демонстрировать нам рекламу.
Если допустить, что это когда-нибудь случится, то это колоссальные
деньги, за которые стоит побороться уже сейчас.
Что
до других
производителей – Mozilla, Opera и Apple, – то у каждого из них свои
мотивы присутствия на этом рынке. Mozilla Foundation – некоммерческая
организация, которую, однако, в серьезной степени поддерживала финансами
Google.
Opera долгое время зарабатывала на
демонстрации своего
баннера внутри программы, но позже отказалась от этой практики. Плюс –
главный источник программы – партнерские соглашения с поисковыми
системами. Google платила Opera деньги за то, чтобы именно ее поисковая
система была настроенной по умолчанию в продуктах компании. А начиная с
2003 года Opera успешно договаривается с операторами мобильной связи о
том, чтобы через ее браузер пользователи смартфонов могли напрямую
выходить в интернет, генерировать трафик и тем самым приносить
дополнительный доход сотовым компаниям. Естественно, такие услуги тоже
платные. Кстати, одним из контент-провайдеров, выплачивающих
комиссионные Opera, – российский «Яндекс». Кроме того, компания продает
лицензии на свои продукты производителям смартфонов. Подробнее
бизнес-модель компании расписана тут.
Mozilla до сих
пор имеет
коммерческие договоренности с Google, но неизвестно, сколько конкретно
интернет-гигант платит своему партнеру. По неофициальной информации, за
счет рекламы поисковых услуг Google Firefox принес своей «некоммерческой
организации» около сотни миллионов долларов.
Safari
для Apple –
мощный генератор лояльных клиентов, особенно его мобильная версия. Не
секрет, что многие пользователи iPhone выбрали в свое время этот гаджет
именно из-за невероятно удобного мобильного
браузера.
В последнее
время стало известно, что Chrome уже обошел по популярности Firefox и
готов вступить в схватку с IE. И исход этого противостояния для
разработчиков браузеров очень важен. Хоть бизнес-модели этих продуктов и
не очевидны на первый взгляд.
 Киберсант-Пользователь: бесплатный базовый
видеокурс
17 авторских
видеоуроков общей продолжительностью более 5,5 часов по самым
необходимым компьютерным программам.
Этот курс даст
Вам все необходимые базовые навыки и знания для максимально эффективного
использования компьютера в работе, бизнесе и
жизни.
|