Корреспондент «КП» устроилась в салон мобильной связи.
Раньше я была свято уверена - «развести на мобилу» это что-то из мира
глухих подворотен и гаражей. Когда приятелю под видом новенького
телефона в солидном магазине продали старье в блестящем новом корпусе, я
стала подозревать, что жулики водятся не только в темных углах. Ха!
Что я тогда знала о жуликах! У нас принято закатывать глаза, когда речь заходит о нефтяниках - вот кто хорошо
живет. А телефонные воротилы, между прочим, от них не слишком отстают -
в прошлом году мы с вами потратили на мобильники 175 миллиардов
рублей. «КП» решила выяснить, на чем зарабатывают такие деньги, и я
устроилась работать в салон мобильной связи одной из известнейших
сетей. Название упоминать не буду, скажу только - вывеска у магазинов с
яркой разноцветной полосой, а продавцы наряжены в голубые и фиолетовые
рубашки. Задача продавца (на фото наша журналистка) - впарить покупателю телефон подороже и про платные консультации не забыть. «Все продадите - поедете в Майами!» В кадровом отделе мобильной сети, куда я позвонила в поисках работы,
вопросу не удивились. Телефонная барышня меланхолично продиктовала
адрес и пригласила прийти в любое время с десяти до шести. На мой
вопрос, во сколько именно меня будут ждать, девушка рассмеялась: - А кто вам сказал, что именно вас там будут ждать? У нас группы по
двадцать человек каждый час. Когда хотите, тогда и приходите. Ага, пробежала мыслишка, гастарбайтеров на стройки тоже по десятку
сразу нанимают... Учебный центр и правда оказался похож на строительную
теплушку - толпа народа с дикими глазами, теснота такая, что не
протолкнуться. В зальчике, куда нас наконец пригласили, девушка Марина щелкнула пультом, и по экрану лихо покатил стильно
небритый мужчина на дорогом мотоцикле - президент компании. Все в
лучших традициях боевого НЛП: мол, поднажмете на благо общего дела,
такой же себе купите! Витрины переливаются, телефоны сверкают,
красавчики продавцы в стильных рубашках и с модными прическами... - Если будете хорошо работать, еще и по миру покатаетесь, - рассказывает Марина. - Я вот в Майами лечу! Пока мы представляем себя на белоснежном пляже с бокалом «Куба
либре», девушка скороговоркой озвучивает условия: рабочий день - десять
часов, оклад - пять тысяч, а дальше как повезет. Но помилуйте, какая
это мелочь за Майами! По дороге к метро болтаем с моей новой коллегой Ирой. - Прошла, круто! - радуется та. - Неделю только из Осетии приехала и
уже работу нашла. Вообще я переводчик, у меня три языка, но и так для
начала пойдет. - А что переводчиком-то не пошла? - удивляюсь. - Это ж хлебно! - Ага, хлебно, - машет рукой Ира. - Я тут позвонила по объявлению - французский знаю хорошо,
могу в поездки сопровождать. А мне говорят - возьмем, только если
будете с директором спать иногда. Подавлюсь я таким хлебом. С одним телефоном из салона не выпускать! Говорят, когда-то на работу в ЦРУ принимали так: назначали будущим
шпионам рандеву на шесть утра и держали в тесном кабинете до полуночи.
Кто к этому времени не сбегал, того и брали. Такие методы в наших
широтах пока не обжились, но все компании от мелких лавчонок до
сетей-гигантов стараются во всем подражать американцам. Заграничным духом запахло с первого же дня - дипломом никто не
поинтересовался, зато заставили на скорость собирать бумажные
самолетики, бегать вокруг стульев и кидаться туалетной бумагой. Слышу
рядом напряженное сопение. - Я вам что, дурак, что ли, на карачках ползать? Я для этого пять лет
в институте горбатился? - цедит сквозь зубы мой сосед и хлопает
дверью. Эх, зря мой образованный товарищ не дождался следующего дня - вот где
началось самое интересное! Упоительный и лирический мир продаж,
бонусов, процентов и навара взялся открыть нам гламурный преподаватель
Андрюша. - Никогда не позволяйте человеку уйти с одним телефоном, даже если он
только за ним и пришел, - наставляет нас, желторотых, наш гуру. -
Помните историю, когда мужик пришел за прокладками жене, а продавец
заодно продал ему лодку, удочку и машину? Вы так же должны! Втягивайте человека в разговор, учит Андрей, сыпьте комплиментами.
Главное - внушить человеку, что ему этот леопардовый чехольчик и шнурок
нужны до зарезу. - А если он с тобой не хочет разговаривать? - интересуюсь я. - Значит, кружи рядом, но так, будто ты его ангел-хранитель, а не муха над... вареньем, - ответствует Андрей. Цель каждого продавца - это заработок, а в этом деле как на войне -
все средства хороши. Например, попросил клиент совета у менеджера, к
какому оператору лучше подключиться, чтобы звонить маме в Ростов, он с
улыбкой подскажет и в чек запишет 150 рублей - за платную консультацию. - Вот умеет же, черт! - восхищаются в курилке мои новые коллеги. - Этот даже крекеры в пустыне продаст, ты ему спасибо скажешь! На следующий день мы отправились на лекцию по технике - там обещали
рассказать все про телефоны, ноутбуки и прочие модные прибамбасы,
которые стоят на витринах в салоне. Я приготовилась было записывать, но
оказалось куда проще - все нарисовано на ценнике. - Прочитали, рассказали, продали! - потирает руки техник Леха, и я
окончательно понимаю - главное тут сумма в кассе, а не то, какими
словами ты будешь ее выманивать у покупателя. Корреспондент «КП»:- Хотите такой телефончик, хотите - другой. От меня только с полными карманами и пустым кошельком! В стиле «больная жаба» Студенческая жизнь кончилась так же внезапно, как и началась. Леша
притащил в аудиторию ворох пакетов с какими-то кислотного цвета
свертками. В них прятались кургузые рубашечки безвестной швейной фабрики
(то ли «Барышня-крестьянка», то ли «Ударница-колхозница») - наша
рабочая форма. - Это что такое? - растерянно трясет рукавами фиолетового балахона
мой соученик Ваня. Рукава оказались длиннее рук сантиметров на десять. -
Мне в этом - к людям, что ли? - Ушейте, - флегматично советует Леша. - А можно я грудь покупателю покажу? - томно тянет красотка Карина с шикарным декольте. - Эм-м... Ну покажи, если так хочется, - замялся тренер. - Но только
без разврата, чтобы тебе его жена по лицу не съездила. Посмотрит,
поулыбается и будет постоянно к тебе ходить. У нас такое бывало. Завистливо вздыхаю - Каринке рубашка досталась небесно-голубая, а я в
своей грязно-зеленой тужурке похожа на приболевшую жабу. Да и бюста у
меня такого нет... Со вздохом и горой конспектов под мышкой отправляюсь
домой - готовиться к выходу в магазин. КОММЕНТАРИЙ «Раньше кого попало в салоны не брали!» Саша - бывший работник сети мобильных магазинов, у витрин простоял
семь лет, но недавно пришлось уволиться - работать стало неинтересно и
совсем не денежно. Саша специально для читателей «КП» будет
комментировать мои приключения и рассказывать о том, как еще нас с вами
могут обмануть. - Нас в учебном центре завлекали круизами, золотые горы обещали. Врут? - До кризиса было самое счастливое время. Были и поездки, и бонусы от
компаний. Продает человек определенное число телефонов, работает без
выходных - и вот тебе приз: автомобиль. Был случай, когда девушка
получила квартиру в Москве. Не само жилье, конечно, ей 5 миллионов
рублей на банковскую карту перечислили, и она тут же уволилась. Видимо,
посчитала, что все от компании уже получила. - Но это же как нужно пахать! Круглыми сутками, что ли? - График адский. Чтоб нормально зарабатывать, надо быть одиночкой без
семьи и друзей и работать по 14 часов в сутки. За машину ребята
убивались, а что уж девушка там напродавала за квартиру, я даже не знаю. - А на работу так же принимали: полчаса собеседования - и всех подряд, кто хотя бы говорить умеет, брали? - Да что ты! Я вступительное тестирование сдал со второго раза
только, и служба безопасности серьезно проверяла. Протестировали на
детекторе лжи и через два дня позвонили - приходи на обучение. - Через полиграф прогоняли?! - Ага. Два часа задавали без перерыва несколько вопросов - пробовал
ли наркотики, есть ли долги, играешь ли в азартные игры, были ли
проблемы с милицией... Голова кругом шла, но терпели, потому что и
зарплаты были нормальные, и компания серьезная. У меня остались
знакомые, которые работают по-прежнему в салоне, они в шоке от того,
кто теперь к ним приходит - образования нет, норовят сжульничать.
Потому и отношение к клиентам становится хуже. И начальство к
подчиненным соответственно относится. - Плохо? - Наплевательски. Раньше взять из кассы деньги - боже упаси, а теперь
народ руки туда запускает. Мол, должен 10 штук, потом отдам. Если
после таких махинаций в кассе недостача или телефон, например, сперли,
то из зарплаты вычитают у всех. И плевать, что ты вообще к кассе не
подходил. С зарплатами тоже обманывают. Я деньги долго получить не мог.
Пишу руководителю - в трудовую инспекцию пойду, а он мне отвечает - мы
никаких инспекций не боимся. Зарплату в итоге я выбил, а мой знакомый,
который ругаться не стал, ничего не получил. И не получит, видимо. В следующем номере наш корреспондент отправится за прилавок салона
сотовой связи. Мы расскажем, зачем в мобильном магазине вас всегда ведут
к полке с дорогими телефонами, что такое платная консультация и почему
ваш только купленный мобильник не всегда оказывается новым. Нина Кузьмина
|