В нефтедобывающей стране не хватает нефти Из-за массовой недопоставки «черного золота» на
нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) топливо на бензоколонках неминуемо
подорожает. Как показал опыт предыдущих лет, неделя подобного дефицита
гарантирует автомобилистам рост цен на уровне 10%. В этот раз простой
заводов может быть более массовым - если не вмешаются чиновники, которые
сами же искусственно и спровоцировали начинающийся кризис.
До президентских выборов ценам на бензин расти не давали - по
понятным соображениям. В конце января министр энергетики Сергей Шматко
не стал скрывать, что правительство достигло с нефтяниками
«принципиальной договоренности» заморозить стоимость «стратегического»
для многих россиян продукта на уровне декабря 2011 года. Но выборы кончились, отгремела инаугурация - и теперь можно перестать
баловать народ. Катализатором проблем стало вступление 10 мая в силу
приказа Ространснадза, запрещающего возить темные нефтепродукты в
цистернах для перевозки светлых. Дело в том, что светлые фракции
(бензин) намного легче нефти и темных фракций (солярка, мазут). Как
объяснили транспортники, если в более объемный вагон для бензина залить
солярку, получится перевес - то есть аварийная ситуация. Цистерна может
сойти с рельсов. С начала года таких аварий в стране произошло восемь: в
результате пострадало более 50 вагонов. В одном случае даже случился
сильный пожар. Этот запрет сразу же уменьшил на треть количество подвижного состава,
обслуживающего доставку сырой нефти на НПЗ. Дело в том, что заводам
невыгодно гонять пустые вагоны, поэтому зачастую и одни и те же цистерны
использовались для подвоза сырья нефти и для отправки нефтепродуктов с
завода. Теперь цистерн стало элементарно не хватать, причем по всей
стране. Ведь кроме нескольких НПЗ в портовых городах, все остальные
заводы зависят от железнодорожного транспорта. Казалось бы, Ространснадзор можно понять: он заботится о сохранности
вагонов и уменьшении числа аварий. Однако чиновники не правы, считает
эксперт рынка нефтепродуктов, директор по развитию ИАЦ «Кортес» Павел
Строков. «Вес любой покидающей завод цистерны автоматически проверяется
на соблюдение нормативов, - уверен аналитик. - Поэтому нагрузка на
балки, которые разрушались ранее в авариях, никак не связаны с
перевесом. Просто были в эксплуатации бракованные цистерны, с ними
случились поломки. Объективно нет сомнений, что нагрузка на попавшие в
аварии вагоны соответствовала нормам». Спасти ситуацию могут лишь власти, отменив спорный запрет. Нефтяные
компании страны, обратившиеся на днях с совместным письмом в Минтранс,
просят хотя бы отложить его действие до августа - чтобы подготовиться.
Иначе - реальный топливный кризис. Нынешние правила грозят недопоставкой
нефти на крупнейшие НПЗ страны, срывом производственной программы всех
нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий и, как следствие, -
недопоставками топлива российским потребителям, пишут нефтяники. На данный момент ситуация уже начинает раскручиваться: основные
трудности с поставками нефти возникли у НПЗ «Роснефти» в
Комсомольске-на-Амуре, заводов «Башнефти» в Уфе, на Хабаровском НПЗ,
принадлежащем «Альянсу». Под угрозой и НПЗ «Газпром нефти» в Москве. Пока недопоставка сырья покрывается запасами на самих заводах, но
резервы тают - через пару месяцев дефицит, как показывает практика
прошлых лет, доберется до бензоколонок. Прошлой весной, когда НПЗ
недополучали сырье (правда, по другим причинам), бензин подорожал
довольно существенно. Только за одну неделю с 15 по 22 апреля стоимость 1
тонны АИ 95 на оптовом рынке выросла на 8,4%, на розничном - еще
значительнее. Теперь ситуация повторяется - и самое обидное, в росте цен
на бензин будет виновата не дорожающая нефть (она на мировом рынке как
раз дешевеет), а «перестаравшиеся» чиновники. Татьяна Замахина
|